Полезные советы

Педагога-психолога

Ответственное родительство – залог будущего детей

Рекомендации родителям ребенка с особенностями психофизического развития

Гиперактивные, агрессивные и тревожные дети

Детская безопасность

Законодательная база Республики Беларусь, регулирующая вопросы домашнего насилия

Кодекс семейных правил

Правила для успешного воспитания ребенка

Кризис семи лет

Адаптация и дезадаптация

Родителям будущих первоклассников

Домашние задания с младшими школьниками

Рекомендации родителям учащихся 1-4 классов

Рекомендации родителям учащихся 5-11 классов

Вред алкоголя для подростков

Профилактика суицидов

Профилактика алкоголизма

Наркомания

СПИД

Как воспитывать ребенка без физического насилия

Рекомендации родителям ребенка с ОПФР

«Разные возможности – равные дети»

Рекомендации родителям ребенка с особенностями психофизического развития

Установление эмоционального контакта с детьми с ОПФР в системе «ребенок-родитель»

Формирование благоприятного психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с ОПФР

Гендерные роли мужчин и женщин

Гендерные роли женщин и мужчин в обществе и государстве

Социальное различие мужчин и женщин

Для начала разберёмся, что такое роль? Ролью называют то, что описывается социальным набором правил, принятых в обществе (то есть, норм). Мы можем разрешить себе использовать эти понятия в наиболее удобной нам форме или же, наоборот, нарушать их сознательно или бессознательно. Д. Майерс называл социальные роли «источником сильного влияния». Мужские и женские роли – это все, что надо в качестве образца действия для обоих полов.

Нужно отметить, что в разных обществах, в разных культурах и странах, понятия социальных ролей может быть разным. Например, в России – одно, в Японии – другое хоть, конечно, общие правила для гендерных ролей будут примерно одинаковыми. Понятие мужской роли в одних странах может сильно отличаться от того, что приято в другой стране. Таким образом, роль мужчины и женщины в обществе – это не только набор определенных качеств, данных от рождения и воспитанных с детства, но еще и то, как именно позиционирует себя человек в социуме. От чего это зависит? Для ответа на данный вопрос можно прибегнуть к учению Дарвина. В ходе эволюции человека, исторически уже было сформировано разделение ролей между мужчиной и женщиной.

Слово «гендер» (в переводе с английского «Gender» – Род) появилось в отечественной психологии из трудов зарубежных авторов. По сути, это слово характеризует разницу между поведением мужчин и женщин (см. Социальные различия мужчин и женщин), которая появлялась в итоге воспитания и социализации обоих полов в обществе.

Гендерная психология

Это область психологии, в которой изучаются социальные нормы (см. Гендерные и социальные роли человека), то, как себя ведет человек или группа людей, или цивилизация.

Гендерные роли – различия между людьми, как следствие культурного развития, а слово “sex” – различия биологические, генетические и анатомические. Разница с гендером заключается в том, что гендер рассматривается скорее в культурном, историческом контексте, а мужественность и женственность – как раз и относятся не к описанию пола, а к гендеру. При этом, необходимо понимать, что эти понятия могут быть отнесены, как к мужскому, так и к женскому (биологическому).

Типичные качества женщин и мужчин

Давно ведутся разговоры о том, что гендерные роли (активно стало использоваться в 70-х годам ХХ века) есть разделение между людьми по социальным нормам, ролям, и поведении. Как говорится, «типичные» мужские и женские качества – не что иное как выполнение полами своих гендерных ролей. То, что в одном обществе воспринимается, как женское, в другом – бывает абсолютно мужским. Например, юбки в Шотландии, это типично мужское или женское?

Быть мужчиной или женщиной в обществе – значит не только быть биологически соответствующего пола, но и выполнять определённую гендерную роль, соответствующую понятию принятых социальных норм в обществе.

На самом деле, я писала дипломную работу еще более 10 лет назад именно по теме: “Особенности гендерных стереотипов в зависимости от пола, возраста и гендерной принадлежности”.

Гендерные роли в современном обществе по категориям

Содержание ГС устанавливалось через определение категорий качеств, часто указываемых респондентами как свойственные женщинам или мужчинам.

На основе полученных ответов по методики Т. Лири и авторского варианта методики незаконченных предложений (см. приложение 4), были выявлены группы качеств, сходные по смыслу, которые были объединены в категории.

Кат. 1 – «чувствительность». Сюда входит эмоциональность (принятие всего близко к сердцу) или не эмоциональность, возбужденность в разговоре (повышенный голос, употребление сильных выражений), раздражительность (легко обижаются) или спокойствие.

Кат. 2 – «ответственность». Сюда входит склонность заниматься необязательной деятельностью (хобби), в ущерб обязанностям (работа, хозяйство), склонность откладывать свои дела или быстро приниматься за дело.

Кат. 3 – «активность». Сюда входит подвижность (жестикуляция, ходьба взад-вперед по комнате) или неподвижность и спокойность, усердие или лень.

Кат. 4 – «агрессивность». Сюда входит употребление ненормативной лексики, невербальные движения телом (агрессивные, воспринимающиеся другими как вызов), не принятые нормами в нашей культуре, применение физической силы.

Кат. 5 – «независимость». Сюда входит самодостаточность (т.е. полагаться только на себя), собственная позиция, вера в себя, склонность защищать свои взгляды.

Данные качества часто указываются респондентами как свойственные мужчинам и женщинам.

Несмотря на это, может быть нам не стоит обгонять время, иногда стоит задуматься, что будет с нами через 30 лет, при таких темпах развития. И невольно вспоминается высказывание, что лучшим вариантом будет держаться золотой середины.

Хотелось бы отметить, что проблема гендерных ролей очень объемная и динамичная, что, несомненно, представляет интерес для дальнейшего более глубокого изучения, например, в таких областях, как предпринимательство и бизнес. В теоретической части данной работе были затронуты такие вопросы как гендерные стереотипы женщин и мужчин предпринимателей, несомненно эмпирическое исследование в данной области будет актуальным и интересным.

Несомненно, гендерные стереотипы, появляются в нашем поведении не только, когда мы взаимодействуем с коллегами на работе, но и дома, в семье. В данном случае, интерес может представлять различия и сходства ГС у супругов, соответствуют ли сами супруги стереотипам друг друга.

В детско-родительских отношениях – как влияют гендерные роли родителей на воспитание их детей. Область исследования на которую оказывают влияния гендерные роли велика, к тому же сами стереотипы достаточно динамичны, т.е. постоянно находятся в состоянии видоизменения.


УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Наркомания — это проблема нынешнего поколения. Детская наркомания — это проблема будущего поколения. Как защитить будущее наших детей?

Можно узнать, пройдя по ссылке >>>