Памятка «Профилактика конфликтов в образовательном процессе»
Памятка «Профилактика конфликтов в образовательном процессе»
1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его завершить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.
2. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:
– оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;
– ухудшают качество мышления;
– снижают объективность оценки окружающих;
– по закону эмоционального заряжения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.
3. Никогда не выясняйте отношения с администрацией, коллегами и родителями в присутствии детей.
4. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделать воспитанников. Воспитание процесс длительный, требующий от воспитателя терпения, ума, такта и осторожности.
5. Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважить всех, начиная с себя.
6. Расширяйте пространственные границы своего мировосприятия.
Правила для избегания конфликтов:
– не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;
– прежде чем сказать о неприятном, создайте благоприятную, доброжелательную атмосферу доверия;
– попробуйте стать на место другого, посмотреть на проблему его глазами;
– не скрывайте своего доброго отношения к человеку, выражайте одобрение его поступками;
– умейте говорить спокойно и мягко, уверенно и доброжелательно;
– если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу.
Основные виды поведения в конфликте:
1. Избегание (многие стараются избежать конфликта). Используют в случаях:
– не хотят проиграть;
– боятся;
– нет времени и т. д.
2. Конкуренция (стремление удовлетворить свои интересы в ущерб интересам другого человека). Применяют в следующих случаях:
– исход очень важен для человека;
– если человек обладает авторитетом;
– когда нет выбора и нечего терять.
3. Приспособление (человек в меньшей степени отстаивает свои интересы). Используют тогда, когда нет достаточной власти.
4. Компромисс (проблемы решаются поверхностно). Используется тогда, когда:
– оба партнера обладают достаточной властью, но взаимоисключающими интересами;
– когда устраивает временное решение;
– какие-то уступки помогут сохранить отношения.
5. Сотрудничество (самый эффективный стиль поведения в конфликте).
Желаем успеха!
Памятка по профилактике эмоционального выгорания
Эмоциональное выгорание – это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Оно возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождение» от них.
Физиологические симптомы ЭВ:
– чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна;
-ощущение эмоционального и физического истощения;
-полная или частичная бессонница;
-резкая потеря или резкое увеличение веса;
-заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания и др.
Рекомендации по устранению
симптомов
и профилактике
эмоционального выгорания
1. Регулярный отдых, баланс «работа-досуг». «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные.
2. Регулярные физические упражнения. Нужно искать такие виды активности, которые будут навиться вам.
3. Полноценный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. Если имеется недостаточная продолжительность сна, необходимо ложиться на 30-60 минут раньше и контролировать результат через несколько дней.
4. Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окружения», когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем и др.
Синдром эмоционального выгорания проходит при стадии.
Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний.
На второй стадии возникают недоразумения с учащимися. Вначале с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.
На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни.
5. Необходимости делегировать ответственность (разделять ответственность за результат
деятельности с коллегами, учениками). Выработка умения говорить «нет».
6. Наличие хобби интересов
вне работы позволяет снять напряжение, возникающее на работе.
7. Активная профессиональная позиция,
т.е. принятие ответственности на себя
за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения.
Социально-психологические симптомы ЭВ:
-безразличие, скука, пассивность и депрессия;
-общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы;
-повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
-частые нервные срывы;
-чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности;
-чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не исправлюсь».
Поведенческие симптомы ЭВ:
– ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;
– невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях;
– дистанционность от коллег, повышение неадекватной критичности и др.
9 шагов к своей цели
Саморегуляция психического здоровья
Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОПФР
Взаимодействие педагогов и родителей
в вопросах воспитания и обучения детей с ОПФР
«Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. ….» (Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”)
В качестве основного метода положительного воздействия на развитие детей с ОПФР – это работа с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Родителей таких детей необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.
Социальная оценка инвалидности, как ограничение возможностей ставит семью в условия хронической психотравмирующей ситуации. В данной ситуации можно выделить 5 периодов, связанных со стрессом в семьях, имеющих детей с проблемами в развитии:
Первые серьезные тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ОПФР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития.
В результате этого существуют специфические особенности родительского поведения:
· Нежелание родителей принимать медицинские диагнозы, избегание специалистов, констатирующих реальную ситуацию.
· Неоднозначное отношение к комплексной психолого-медико-педагогической помощи
· Склонность родителей скрывать факты проблемного развития ребенка в общении с окружающими.
Выделяют 3 стадии адаптации семьи к ситуации рождения ребенка с проблемами:
1 стадия: СТАДИЯ ШОКА, агрессии, отрицания проблемы, поиска «виноватого».
В семье растет напряженность, ухудшается социально-психологический климат
2 стадия: СТАДИЯ СКОРБИ по здоровому ребенку, которого нет.
Семья уже понимает свою значимость и ответственность за ребенка, но чувствует беспомощность в вопросах воспитания, ищет совета у специалистов
3 стадия: СТАДИЯ АДАПТАЦИИ
Родители входят в ситуацию, начинают строить жизнь с учетом того, что в семье «особый» ребенок.
Все семьи с «особым» ребенком можно разделить на две группы: это те, кто понимают проблему и те, кто не понимают проблему. Те родители, которые принимают проблему, они ищут помощи у специалистов, обращаются за консультацией. И родители, которые не принимают проблему – это закрытая семья.
Поэтому главная цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и школе, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.
Для решения данной цели в работе поставлены ряд задач:
· вооружить родителей необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
· научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
· сформировать адекватную самооценку.
Работа с семьей ведется по 2 направлениям:
· повышение уровня компетенции родителей по вопросам развития и воспитания детей с ОПФР;
· вовлечение в непосредственно образовательную деятельность.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходимо хорошо узнать родителей своих воспитанников. Поэтому начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в школе. Дальнейшая работа с родителями реализуется через разнообразные формы взаимодействия:
· анкетирование (для анализа настроя и ожиданий родителей от пребывания ребенка в школе);
· индивидуальные беседы и консультации (анализ социального статуса семьи, установление партнерских отношений);
· тематические родительские собрания (как по запросу родителей, так и по плану учителя -дефектолога, исходя из потребностей класса);
· мастер-класс, для того, чтобы активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях);
· семинары-практикумы , которые помогают показать эффективные способы взаимодействия, объединение усилий для развития и обучения детей);
· праздники, способствуют созданию атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимо поддержки);
· участие родителей в конкурсах совместно с детьми;
· стенгазеты, способствуют расширению сфер участия родителей в жизни класса и школы );
· информационные стенды, повышают педагогическую культуру родителей);
· создание групп Вконтакте , что способствует активизации интереса к образовательному процессу, приобретению опыта, возможности поделиться собственным опытом).
Совместную деятельность педагогов, родителей и детей можно организовать через : акции , вечера музыки и поэзии , семейные гостиные , семейные клубы
Для организации работы с родителями, необходимо собрать информацию:
- Состав семьи, возраст, профессии
- Образовательный и культурный уровни взрослых
- Общая семейная атмосфера, характер семейных взаимоотношений, степень эмоциональной близости
- Приоритеты в воспитании, согласованность взрослых в требованиях к ребенку
- Материальные условия
- Стадия адаптации семьи к ситуации рождения ребенка с проблемами
- Готовность родителей к сотрудничеству со специалистами
При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следующие методы:
· анкетирование, опрос
· беседа с членами семьи
· наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное)
· метод создания педагогических ситуаций
· запись вопросов родителей
· фиксация дня ребенка
А также непрерывное образование родителей осуществляется через использование в педагогической практике: лекций, семинаров, мастер-классов, различных тренингов
Проведение анкетирования, личных бесед поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать формы взаимодействия с семьей. А последующие формы взаимодействия помогут родителям активно влиться в процесс образования. Организация взаимодействия педагогов и семьи, основанное на сотрудничестве позволяет родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса, что способствует личностному развитию детей и поддержания их познавательной активности.
Модель формирования позиции родителей «особого» ребенка можно представить в виде 3-х этапов:
ПЕРВЫЙ ЭТАП Направлен на привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу. Важно убедить, что никто, кроме родителей, не поможет)
ВТОРОЙ ЭТАП Направлен на формирование увлечения родителей процессом развития ребенка. Важно показать ежедневные достижения, обучить отрабатывать задания специалистов)
ТРЕТИЙ ЭТАП Направлен на развитие творческих подходов родителей
к обучению и развитию. Важно показать возможность родительских исследований)
В основу совместной деятельности семьи и педагогов заложены следующие принципы:
¢ Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
¢ Единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей с проблемами в развитии.
¢ Помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
¢ Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
¢ Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и школы, его промежуточных и конечных результатов.
Результатами успешной работы с родителями являются:
· Нормализация эмоционального состояния ребенка
· Устойчивость психо-эмоционального состояния родителей
· Создание в семье коррекционно-развивающей среды
Это все способствует РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ПОЗВОЛЯЕТ ДОБИТЬСЯ СЛЕДУЮЩИХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
• Создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в школе в условиях максимально приближенных к семейным;
• Достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;
• Снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей с ОПФР;
• Признание значимости социальной и педагогической роли семей в жизни ребенка;
• Повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей с проблемами развития;
• Гармонизация детско- родительских отношений;
• Повышение уровня включенности родителей в деятельность школы
Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии школы и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Родители понимают, осознают, что с детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах, даже если его речь невнятна. Рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми.
Главное – родители должны оценить возможности ребенка с ОВЗ и его успехи, заметить прогресс, пусть незначительный, а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с ОВЗ на пользу и приведет к положительным результатам в его развитии.
Памятка для педагогов, работающих с детьми с ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Памятка для педагогов, работающих с детьми с ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Список рекомендаций и стратегий, указанный ниже, составлен специально для педагогов, работающих с детьми с ОПФР с целью поддержать их стремление в обучении детей и подростков с ограниченными возможностями.
Общие рекомендации.
1. Всем педагогам необходимо еще раз пересмотреть свое понимание “справедливости“. Относиться ко всем учащимся одинаково вовсе не означает быть справедливым. Быть справедливым – это предоставлять каждому учащемуся все то, что ему требуется, удовлетворять всем его потребностям. Надо помнить, что у некоторых учеников может наблюдаться неврологическое состояние, которое они не всегда могут контролировать. Такие ребята, конечно же, отличаются от остальных, они другие, но быть другим еще не означает быть дефектным или ущербным. В школах обучаются дети с разной степенью отклонения. Отклонение может быть заметно сразу или, наоборот, быть едва заметным, такое отклонение могут обнаружить только в средней школе или институте, а могут и вообще не обнаружить в течение всей жизни.
2. Чем раньше у ребенка обнаружат какое-либо отклонение, тем больше шансов его вылечить. В процессе обучения учеников старшего возраста вам придется научиться справляться с разными ситуациями, возможно даже суметь защитить себя.
3. Очень важно помнить, что детям с ограниченными возможностями может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом.
4. Убедитесь в том, что все ученики чувствуют себя комфортно и защищено в классе в вашем присутствии. Помните о том, что в жизни ваших учеников каждый день происходят какие-то события: как хорошие, так и плохие. Из-за несовместимости настроений учащихся может возникнуть проблема, в результате которой дети с ограниченными способностями будут чувствовать себя ущемленными и обиженными.
5. Познакомьтесь с родителями ребенка. Заинтересовывайте и подключайте их к процессу. Действуйте сообща. Вам нужна взаимопомощь. Вы должны встречаться с родителями один раз в день / неделю / месяц, в зависимости от необходимости. Вы можете делать это на собраниях, можете созваниваться по телефону или писать друг другу по электронной почте.
6. Продолжайте заниматься самообразованием, не останавливайтесь на достигнутом. Зарекомендуйте себя как специалиста. Не бойтесь признать, что вы чего-то не знаете.
Тактика поведения с учениками (стратегии).
1. Введите учеников в курс дела: покажите им расписание занятий, расскажите о своих требованиях к ним.
2. Помните, что детям с ограниченными возможностями очень важен четкий распорядок дня. Поэтому для них необходимо составление графика. Не забывайте предупреждать учеников о всех изменениях заранее, особенно если это касается их расписания.
3. У детей с ОПФР очень часто могут возникать следующие организационные проблемы:
а) неряшливое отношение, как к своему внешнему виду, так и к школьным принадлежностям;
б) частая забывчивость каких-либо предметов дома.
Для решения этих проблем учитель должен обратиться за помощью к родителям ребенка.
4. Необходимо научить учеников правильно задавать вопросы. Обращаясь к вам за помощью, все ученики должны чувствовать себя абсолютно свободно.
5. Не давайте материал в полном объеме, разделите его на части. Приводите как можно больше примеров.
6. Используйте наглядные пособия: видео фильмы, слайды, компьютерную графику, диаграммы, таблицы, картинки. Пишите на доске, выделяя и подчеркивая все необходимое.
7. Не забывайте правило: ”Повторение – мать учения”. Постоянно возвращайтесь к пройденным темам.
8. Дайте ученику только то количество материала, которое он может усвоить, а не общепринятое.
9. Не забывайте, что многие не могут одновременно слушать и записывать. Конспектировать услышанное для многих детей очень сложно.
10. Оценки ставьте снисходительно. Оценивайте выполненную работу за содержание, а не за внешний вид.
11. Разрешайте ученикам пользоваться на уроке различными словарями, учебниками, компьютерами и калькуляторами.
12. Никогда не критикуйте ребят с ограниченными способностями перед другими детьми. Помните, что, только поощряя их, они будут добиваться лучших результатов.
13. Заканчивайте урок со звонком, перемена существует для отдыха.
14. Хвалите учеников за их хорошее поведение.
15. Самое главное – не упустить случая похвалить ученика и повысить в нем чувство собственного достоинства.
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ,КОТОРЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ КАЖДОГО ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОПФР:
§ В совершенстве знай спецпсихологию;
§ Создавай в классе, в школе благоприятный психологический климат;
§ Воздействуй на ребёнка в соответствии с принципами лечебной педагогики;
§ Не раздражайся, будь терпелив и настойчив;
§ Помни: максимум поощрения, минимум наказания;
§ Требуя, учитывай реальные возможности ребёнка;
§ Каждому ребёнку – индивидуальный подход, индивидуально дозируй темпы и объём работы;
§ Учитывай «зону ближайшего развития», постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;
§ Учи ребёнка посильным приёмам регуляции поведения;
§ Утверждай позицию ребёнка в коллективе, веру в свои силы;
§ Строго следуй режиму дня, недели, предупреждай переутомление;
§ Соблюдай все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей в школе;
§ Работай в тесном контакте с врачом, медсестрой.
Начиная работу в классе, где обучаются дети с ОПФР, прежде всего, необходимо:
§ Выделить этих учащихся для себя, т.к. в обычную схему урока они не укладываются;
§ Познакомиться с ними поближе (интересы детей, умение ладить с товарищами и взрослыми, психологические особенности детей)
§ Установить с ними тесный контакт: дети вам должны доверять, уважать и любить
РАБОТА НА УРОКЕ
– задания для детей с ОПФР должны носить конкретный практический характер;
– задания должны быть индивидуальными по объёму и сложности;
– новый материал нужно давать порциями;
– обучение должно быть растянуто во времени, содержать многократное повторение и с постоянной опорой на наглядность;
– в процессе обучения целесообразно опираться на все виды анализаторов (слух, зрение, осязание…)
– наиболее сложная информация должна даваться ученику с ОПФР в период его наибольшей работоспособности на уроке
Психолого-педагогические рекомендации
по организации оценочных ситуаций в учебном процессе
При оценивании ученика с особенностями психофизического развития:
· Учитывать темп и объём оцениваемого материала, реальные личностные и физиологические особенности ребёнка;
· Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;
· Использовать оценку как информацию об эффективности работы ребёнка, а не как средство давления или контроля;
· Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметки «два» и «один»;
· Чаще использовать развёрнутую оценку работы ученика, обосновывая выставленное за ответ количество баллов;
· Создавать в классе благоприятный психологический климат, утверждая позицию ребёнка с особенностями психофизического развития в классе, коллективе, веру в собственные силы.
· Помнить, что оценка — это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средство давления или контроля.
· Иметь «установку на добро» — замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала.
· Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников.
· Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).
· Оценка ученикам с ОПФР выставляется по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т.е. За внимательность в течение всего занятия, за активность, за желание работать, за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных ошибок
· Значительно важнее нормативной оценки создание для ученика с ОПФР благоприятного психологического климата на уроке, т.к. Цель интегрированного обучения – социализация детей с ОПФР, включение их в учебный процесс на доступном для них уровне, в трудовую деятельность, во внеклассные и внешкольные мероприятия
· Сравнивать успехи ребёнка с ОПФР можно только с его собственными достижениями с учётом программы, по которой он занимается
· Поощряйте детей за каждое выполненное ими задание, подбадривайте при неудаче
ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ УЧЕНИКА, НЕОБХОДИМО:
§ Опираться на сильные стороны ученика.
§ Избегать подчёркивания его промахов.
§ Показывать, что вы удовлетворены учеником.
§ Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ученику.
§ Уметь помочь ученику разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
§ Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием
§ Уметь взаимодействовать с учеником
§ Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
§ Принимать индивидуальность ученика.
§ Проявлять веру в ученика, эмпатию к нему.
§ Демонстрировать оптимизм.
ПУСТЬ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ БУДЕТ ВСЕГДА У ВАС В ГОЛОВЕ:
Ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
Ребёнка высмеивают – он становится замкнутым
Ребёнок растёт в упрёках – он учится жить с чувством вины
Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным
НО:
Ребёнка хвалят – он учится быть благородным
Ребёнка поддерживают – он учится ценить себя
Ребёнок растёт в терпимости – он учится понимать других
Ребёнок живёт в честности – он учится быть справедливым
Ребёнок растёт в безопасности – он учится верить в людей
Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире
ПРИЁМЫ НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ ЭТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОПФР:
· Не убеждать, а понимать;
· Не контролировать, а стимулировать;
· Не навязывать, а высказывать;
· Не приказывать, а советовать;
· Не подменять, а доверять;
· Не уничтожать, а ровнять;
· Не руководить, а участвовать;
· Не навязывать, а выбирать;
· Не окриком, а юмором;
· Не обвинять, а защищать.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ:
1. Принимать ребёнка таким, какой он есть.
2. Исходить из интересов ребёнка.
3. Строго придерживаться определённого режима и ритма жизни ребёнка.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребёнка)
5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Как можно чаще разговаривать с ребёнком.
7. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
8. Терпеливо объяснять ребёнку смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, карты, … ).
9. Избегать переутомления ребёнка.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ:
I. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
II. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
III. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные проступки.
IV. Наказания не должны унижать ребёнка.
V. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
VI. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
VII. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
VIII. Развивать способность к эмпатии.
IX. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
X. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
XI. Учить брать ответственность на себя.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ:
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
7. Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
9. Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11. Не унижайте ребёнка, наказывая его.
Памятка педагогам по решению проблем ребенка в ситуации негативного отношения и отвержения его в коллективе сверстников
Памятка педагогам
по решению проблем ребенка в ситуации негативного отношения и отвержения его в коллективе сверстников
● показать ребенку, что вы его проблему видите и понимаете (Язык принятия– это прежде всего доброжелательный взгляд, сочувствие, одобряющая или веселая улыбка. Для этого языка характерны кивки в знак согласия, спокойный тон, рассуждающая интонация. Общаясь таким образом, педагог всем своим видом дает понять, что человек, ребенок, с которым он имеет дело, приятен ему)
● оказать эмоциональную поддержку, когдаребенокнемногоуспокоиться,посколькуэмоциональноевозбуждениенепозволяетребенкусконцентрироватьсяирациональносправитьсясситуацией. (Прием “Давай мы с тобой успокоимся…”, Прием «Переключить внимание».Перевести разговор на другую тему. Прием «Ответственное поручение». Педагог ребенку предлагает выполнить какое-либо поручение, которое может поднять значимость ребенка в глазах окружающих сверстников; Прием «Совместное дело». Педагог привлекает ребенка к выполнению совместной работы: «Пойдем, поможешь мне найти книгу…, материал…». Затем действие плавно переходит в доверительную. Беседу, где педагог, используя наводящие вопросы мягко подходит к выяснению происшедшего травмирующего события с ребенком; Прием “Изменить точку зрения”. Если речь идет не о недостатке, а об особенности (цвете волос, длине носа, веснушках, очках), то нужно переориентировать восприятие ребенка, сделав «недостаток» достоинством. Рыжему можно сказать, что он похож на солнышко; если малыш носит очки, отметьте, что он очень солидный. Кстати, с очками многих детей примирила сага про Гарри Поттера.; Прием “Очевидное – не самое главное”. Показать ребенку, что внешность, пол, национальность и даже особенности поведения имеют не такое большое значение. В этом поможет поучительная игра «Конфета». Возьмите вкусную конфету и заверните ее в неприметный фантик (вы можете сделать его сами из простой бумаги). Пусть ребенок убедится, что конфета вкусная. Поговорите с ним о том, что и среди людей бывает так: внешность не слишком привлекательна, а внутри человек очень добрый и хороший.)
● позволить ребенку высказаться, не давая оценок и не спеша с советами. (Прием “Активное слушание” – когда учитель внимательно выслушивает ребенка, следует за его мыслью, стараясь в нужные моменты исповеди, в то время, когда ребенок обращает на него внимание, внешне выражать поддержку того, что говорит ребенок, в том числе демонстрировать положительные эмоции, подкрепляющие слова и действия ребенка. Ребенок почувствует, что он не одинок в своей проблеме, если вы покажете, что хорошо понимаете и принимаете его чувства. «Я вижу, ты грустишь (злишься, боишься, обижаешься). Это действительно обидно – когда ребята не берут в игру (слышать насмешки, быть всегда одному на переменах и т.д.) Тебе хотелось бы, чтобы твои отношения с ребятами в классе складывались иначе»)
● предложить ребенку свою помощь – целительным будет «послание» со стороны взрослых: «Я вижу, что тебе сейчас непросто… Мы можем вместе подумать о том, как быть»
● стать на позицию воспитанника (В жизни бывают такие моменты…я раньше тоже думала..)
● в доверительной беседе с ребенком наедине обсудить, почему другие обзываются (обижаются на него, хотят привлечь его внимание), помочь ребенку выяснить причину негативного отношения к нему одноклассников. (Упражнение “Камушек в ботинке”. У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Классный руководитель просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна); Упражнение «Таблица антиподов». Педагог просит ребенка разделить страницу пополам и написать положительные и отрицательные черты своей личности. Затем происходит обсуждение таблицы. Далее то же самое можно проделать в отношении ребенка, к которому у него проявляется нетерпимость; Упражнение «Аспекты осознания». Ребенку предлагают ответить на вопросы: Что хорошего, что плохого для меня в этой ситуации? Какой способ действий в ней приведет к нужной мне цели? Каковы реальные возможности данной ситуации? Каковы последствия каждого из возможных решений? Достаточно ли одного осознавания для разрешения ситуации? В образной форме необходимо сформулировать некий девиз. Послание от самого себя самому себе, найденное в результате подобного осознания; Прием “Незаконченные предложения”. Ребенку дается инструкция: “Предлагаю тебе поиграть. Я буду начинать предложение, а ты – заканчивать; Прием “Взглядсостороны”.Педагогприглашаетребенкакобсуждениюпроисшедшейситуации. Предлагает ребенку “встать” на место своего апонента и попытаться вместе разобраться, почему такой конфликт произошел. Анализируем ситуацию и выясняем где можно было поступить иначе, чтобынедопуститьэтогоконфликта.Врезультатетакогоразговораприходимквыводу, как помочь себе в критической ситуации)
● устранить причины трудностей у ребенка (Проблема отвержения одних детей другими может решиться только при комплексном подходе, при совместной деятельности классного руководителя, учителей, работающих в классе, с привлечением педагога – психолога (возможно привлечение социальных педагогов).
Организовывать работу необходимо в нескольких направлениях:
Работа с отвергаемым ребёнком:
1. Упражнение “Открытое выражение чувств” (Схема искреннего выражения чувств: 1.Описание наблюдаемого факта. Фраза начинается со слов: «Когда я вижу (слышу и т.п.).2. Называние чувства, которое породили действия партнера по общению («Я чувствую…»).3. Описание потребности, которая находится за чувствами («потому что мне необходимо…; Я нуждаюсь …»). 4.Просьба к партнеру по общению в этой конкретной ситуации («Пожалуйста, мне хотелось бы, чтобы Вы (ты) …»).
2. Использование психокоррекционных сказок, с элементами театрализованной игры. Инсценирование сказок – эффективный приём, помогающий изжить эмоционально травмирующие ситуации, улучшающий социальную адаптацию детей.
3. Прием «Пример из жизни». Педагог рассказывает ситуацию, схожую с ситуацией у ребенка, как пример выхода из ситуации.
4. Упражнение “Памятка на “черный день””. Педагог вместе с ребенком составляют памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого ребенка. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. (“Мои лучшие черты”, “Мои способности и таланты”, “Мои достижения”)
5. Прием “Использование афоризмов”. Например: “Никогда не делай другому того, чего не хочешь чтобы было по отношению к тебе”, “Посмотри на себя со стороны”.
6. Прием «Осознанный выбор». Педагог с ребенком вместе анализируют ситуацию, выдвигают разные способы выхода из конфликта. Ребенок осознанно выбирает подходящий способ.
7. создать с ребенком «Копилку достижений» в которую он будет складывать каждый день свои маленькие победы, что со временем значительно повысит его самооценку;
8. создавать для отвергаемого ребенка в классе ситуации успеха, ставить его на лидирующую позицию («Без твоей помощи товарищам не справиться»).
9. Семь “секретов” социального успеха: Секрет №1: социального успеха достигает тот, с кем весело и смешно (чувство юмора стимулирует другие социальные навыки, в том числе психологическую гибкость, спонтанность, сообразительность и умение справляться с неприятностями); Секрет № 2: детей, которые добиваются социального успеха, окружающие ценят за то, что они всегда послушны, готовы помочь, проявляют чуткость и заботу к окружающим, умеют действовать в команде; Секрет № 3: социальным успехом пользуются те дети, которые умеют быстро влиться в новую группу сверстников; Секрет № 4: социального успеха добивается тот, кто умеет разрешать конфликты с окружающими, создавая беспроигрышные ситуации (компромиссное решение, – мирный выход из любого сложного положения);Секрет № 5: социального успеха достигает тот, кто умеет управлять своими отрицательными и положительными эмоциями, приспосабливаясь к нуждам окружающих; Секрет № 6: социального успеха достигает тот, у кого хорошо развиты навыки ведения беседы (техники “Я-высказывание”, “эмпатическое слушание”; Секрет № 7: научите ребенка различным лидерским навыкам (1. Научите ребенка первым предлагать новые идеи, занятия, затеи. 2. Научите ребенка говорить “нет”.)
10. Проведение приемов из серии “Познакомься сам с собой” (принятие себя, повышение самооценки и уверенности в себе). Упражнение “Письмо себе любимому”, медитация “Здравствуй Я, мой любимый”, медитация “Дом моей души”.
11. Доверительные беседы, направленные на принятие себя и формирования положительной Я-концепции.
12. Поговорить с ребенком о том, как можно и нужно реагировать на обзывание. Способы реагирования: Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания); Отреагировать нестандартно (согласиться с прозвищем или посмеяться вместе); Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающему сверстнику: “Мне очень обидно это слышать”, “Почему ты хочешь меня обидеть?”; не торопиться отвечать на обиду, взвесить все “за” и “против”, понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение; Отговориться, очень важно суметь в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку – своеобразную защиту от словесного нападения.
13. Привлечь ребенка к совместной деятельности в паре с кем-то из одноклассников (в классе всегда найдется ребенок, который согласиться на такое взаимодействие). Постепенно расширяя круг одноклассников. Обсудить вместе с ребенком то, с каким человеком хочется дружить (веселый, знает интересные игры, добрый, не обманывает, умеет хранить секреты, может защитить).
14. Техника “Терапия творчеством”. Ребенку можно посоветовать “переплавить” свои переживания в некое творение. И самые мрачные, гнетущие душу события обретут совсем иные краски, зазвучат по-новому.
15. Прием “Позитивные утверждения” (я справлюсь, все будет хорошо…)
Работа с классом в целом:
1. Если травля в классе уже началась, прямо объявите детям, как вы к этому относитесь. Не бейте на жалость. Говорите не о жертве, а об обидчиках, фокусируйтесь на их качествах. Скажите, что вы будете очень огорчены, если узнаете, что в вашем классе есть дети, которым приятно кого-то обижать и мучить. Твердо объявите, что такое поведение недопустимо, и вы в своем классе этого терпеть не намерены. Обычно этого бывает достаточно, чтобы обидчики притихли (они всегда трусоваты). На фоне затишья можно принимать меры по повышению статуса ребенка-жертвы и найти для него комфортное место в классном коллективе.
2. Провести классный часы на тему “Умеем ли мы общаться”, накануне провести с детьми рисунок “Кораблик”. Предложить детям для обсуждения подобную ситуацию и выяснить путем беседы варианты помощи отвергаемому ребенку.
3. Провести классный час на тему «Доверие «к себе» и «другим». Упражнение: «Доверие – это…» Детям предлагается завершить предложение: «Доверие это – …», «Доверять – значит….» После завершения упражнения каждый ребенок бросает мяч и говорит, что, по его мнению, значит доверие; Упражнение: «Звезда доверия». Детям предлагают собрать звезду доверия. Каждый думает, из каких лучей должна состоять эта звезда. Педагог рисует на ватмане звезду доверия и подписывает все лучи.
4. Внеурочная деятельность с классом: посещение театра, музейно-выставочного центра, центра досуга. Тем самым приобщая учащихся к культурно-нравственным ценностям, через искусство.
5. Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы с классом педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.
6. Прием «Общаться по правилам».На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такогородапредписаниявзначительноймереснимаютнегативныемоментыобщения, защищают «статус» всех его участников.
7. Упражнение “Как быть толерантным в общении”. Педагог предлагает кому-нибудь из учеников вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот ученик выступит в роли того, кого обидели, а другой в роли обидчика. Ученики должны разыграть эту сцену. Используя предложенную ниже схему, “обиженный” попытается достойно выйти из ситуации. Схема достойного выхода из ситуации: 1. Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: “Когда ты накричала на меня при ребятах…”. 2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: “… я почувствовал себя неудобно…”. 3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: “… поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей…”. 4. Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение: “… тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям”. Можно предложить выполнить это задание нескольким парам участников или же предложить по данному алгоритму решить несколько педагогических ситуаций
8. Прием «Справедливое распределение» предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь — добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе представителей всех групп учащихся.
9. Прием «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению агрессивного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.)
10. Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует довести соответствующие ограничения (требования) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.
11. Необходимо поддержать отвергаемого ребенка показав его полезность для коллектива (он может прекрасно петь, читает стихии, рисовать т.д.).
12. Включить в педагогический процесс игры на сплочение детского коллектива, на коммуникативную компетентность.
13. Психологические тренинги, направленные на развитие коммуникативных умений (“Жить в мире с собой и другими”)
14. Прием «Встречные вопросы». Он предполагает, что учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
15. Прием «Диалог» Цель: помочь участникам научиться понимать позицию другого. Инструкция: работаем в парах: один – говорящий, а другой – его эхо. Говорящий излагает свою позицию по теме «Почему возникают конфликты в школе», эхо перефразирует высказывание говорящего, то есть повторяет его утверждение своими словами. Если говорящий доволен эхом, то говорит дальше, если нет – поправляет его. Обсуждение. Поделитесь своими впечатлениями. –
16. Библиотерапия и кинотерапия. Такой прием как совместный просмотр и обсуждение фильмов позволяет возвращаться к важным темам не один раз.
17. Система классных часов с использованием тренингов на взаимодействие. Формирование коллектива и принятия в нём каждого как личности, через упражнения “Скала”, “Шаг”, “Верёвочный курс” и т.д.
18. Провести ряд уроков-бесед на тему уважения и человеческих взаимоотношений или ряд мероприятий для формирования доброжелательной обстановки в классе, развития командного духа, организовать какое-то общее творческое дело, которое может сплотить коллектив.
19. Мероприятия, которые объединяют (посещения театров, классные часы “Правила дружбы и сотрудничества”, тренинги общения, совместные развлечения, походы), направленные на создание доверительных и позитивных отношений в классе.
Профилактическая работа (взаимодействие с учителями-предметниками и родителями):
1. Педагогу – важно отреагировать, нельзя игнорировать и молчать, если вся группа начинает отыгрываться на одном ребенке. Это недопустимо, и лучше во всем разобраться сразу. Родителю – Вызовите ребенка на откровенный разговор. Постарайтесь узнать обстановку в классе и понять, почему возникла проблема. – Не обещайте наказать обидчиков. Это вызовет у ребенка желание скрыть от вас правду из-за страхов мести. – Поговорите с учителем. Лучше это сделать в отсутствии детей. – Объясните, как отвечать задирам. Расскажите, что они только того и ждут, “чтобы ты заплакал”. А лучше посмотреть в глаза забиякам и засмеяться вместе с ними. – Помните, проблема не только в коллективе, но и в самом ребенке.
2. Индивидуальное консультирование родителей с соблюдением определенной этики общения (доброжелательный спокойный тон педагога, четко сформулированные цели консультации, ведение диалога, а не высказывание накопившихся обид, четкие рекомендации и предложения педагога, организация при необходимости дополнительного консультирования у специалистов) и приемов эмпатического слушания.
3. Провести тематическое собрание на тему “Стили и методы воспитания ребенка в семье” и накануне провести анкету с родителями “Мой ребенок”. На собрании можно поднять такие вопросы, как:”Какую роль занимаете в воспитании ребенка: миссия, партнер, наблюдатель?”, “Что ребенку в семье можно делать. а что нельзя?”, “Какие поручения в классе мог бы выполнять ваш ребенок?”
4. Привлечь родителей совместно с детьми на “Совместные вечера”, выход в театр, с целью обогащения семейного взаимодействия, сплочения классного коллектива и в нетрадиционной обстановке затронуть наболевшие проблемы в воспитании ребенка в спокойной обстановке. Учителей-предметников информировать о состоянии данного ребенка, о приемах конструктивного взаимодействия с ним.
5. Провести анкетирование родителей по вопросам толерантности и интолерантности; – пригласить на индивидуальные консультации родителей отвергаемых детей для выявления ситуации в семье; – организовать родительские собрания на тему: «Как воспитать в ребенке толерантную личность», «Приемы бесконфликтного общения с ребенком в семье»; -включить детей и родителей в совместную творческую, деятельность, направленную на осознание проблемы терпимости в мире – создать коллаж «Толерантный мир»; – можно проводить семейные вчера, где каждая семья рассказывает о себе, показывает семейные фотографии, поет национальные песни, рассказывает стихи на родном языке, знакомит с семейными традициями, угощает национальными блюдами. Работа с педагогами: – обучить педагогов бесконфликтным способам общения и реализовывать их в процессе взаимодействия с детьми, родителями, коллегами; – создать совместно с детьми книгу «Правила толерантного общения» или «Мы такие разные и уникальные» и ежедневно опираться на нее.
6. Нужно работать над привлечением родителей к воспитательной работе, дополнив содержание внеклассной деятельности мероприятиями, способствующими формированию межэтнической толерантности, а именно: провести педагогический лекторий, родительское собрание, индивидуальные беседы.
7. Система тематических собраний, направленных на объяснение основ техник поддержки, включение их в деятельность детей, как равных.
8. Проведение внеклассных мероприятий с привлечением родителей отвергаемого ребенка. Это дает возможность родителю увидеть своего ребенка со стороны в коллективе сверстников и появляется возможность оказать ему поддержку.
9. Групповое и индивидуальное консультирование родителей “Уроки для родителей”. Темы: “Как вести разговор с ребенком, у которого возникли проблемы?”(памятка “Правила эффективного общения”), “Как повысить самооценку ребенка и почему это важно?” (памятка “Правила повышения самооценки”),”Что такое “навыки противостояния давлению сверстников”?” (памятка “правила противостояния давлению сверстников”) и т.п.
10. Привлечение родителей отвергаемого ребенка к кружковой и творческой работе с детским коллективом, в котором учиться их ребенок.
11. Индивидуальная коррекционная работа с семьей. Цель: поднять авторитет ребенка в глазах родителей. Консультировать родителей о достижениях ребенка и минимизировать неудачи. Приглашение родителей на школьные праздники, где выступает их ребенок.
12. Проведение родительских собраний. К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Для того чтобы родительское собрание было полезным родителям, каждый из пришедших на него родителей должен получить то, что для него особенно актуально. Например, можно ввести рубрики: “Крылатые фразы о воспитании”, “Азбука воспитания детей в семье”, “Книга родительской мудрости”, “Советуем прочесть”, “Обсудите вместе с ребенком”, “творческая мастерская семьи”.
13. Клубы творчества, членами которого являются родители и дети. В таких клубах ребята и их родители объединены общим увлечением, которое формирует совершенно иной мир взаимоотношений детей и взрослых.
14. Привлечение родителей отвергаемого ребенка в родительский комитет класса. Работа в родительском комитете родителю позволит понять те проблемы, которые стоят перед классным руководителем и активно участвовать в их решении. Активное участие родителей в организации праздников, экскурсий, поездок поспособствует повышению авторитета отвергаемого ребенка в глазах его одноклассников.
15. Необходимо проинформировать родителей о проблеме, если они об этом еще не догадываются и научить как помочь ребенку: Как можно установить контакт, если группа детей играет, как можно подойти к ним, включиться в игру и так далее. Можно посоветовать выбрать того, кто на него по-доброму смотрит, доброжелательно относится к нему. Это одна стратегия. Можно всесторонне развивать ребенка, научить его играть в разные игры, так, чтобы ему было, что предложить другим ребятам. Нужно развивать у ребенка коммуникативные навыки. Учим, как можно стать интересным собеседником или предложить свою тему для разговора. Расширить объем знаний ребенка. Посоветовать родителям ходите с ним на выставки, смотреть поучительные фильмы, говорить об увиденном с ребенком, чтобы потом уже он мог также с кем-то пообщаться.
16. Педагогу организовать совместные с родителями встречи, на которых ознакомить с информацией родителей “Как помочь ребенку реагировать на негативные установки”, “Как заводить друзей”.
● провести рефлексию проделанной работы по оказанию помощи ребенку (что удалось, а что нет). Важно помнить, что все ситуации разные и готовых рецептов нет. Выбрать правильный путь помощи вам подскажут:
Личностные толерантные качества: душевная чуткость, внимательность, доброта, эмпатическое понимание, зрелость суждений, эмоциональная стабильность, терпение, доверие, гибкость мышления, коммуникативная компетентность, сердечность;
Профессиональная педагогическая толерантность; умение строить свои отношения с воспитанниками, соблюдение чувства меры в общении с учащимися, выражение ума, чувства и общей культуры педагога; владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса: эмпатическое понимание, открытое и доверительное общение; мотивация на сотрудничество, диалог, развитость механизма принятия, развитость механизмов терпения, корректное, бесконфликтное участие в любой коммуникации; сдержанность педагога в критических ситуациях, умение управлять своими эмоциями, не развивать, а гасить деструктивные конфликты; способность педагога к сопереживанию и эмпатии, желание учителя принять индивидуальность другого, умение прощать ошибки партнера по совместной деятельности, доброжелательность в межличностных отношениях; индивидуальный подход к ребёнку, адекватность оценивания и воспитательных мер, понимание внутреннего состояния воспитанника, уважительное, доверительное отношение к нему; освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения с учениками; умение провести свой урок так, чтобы учащиеся с нетерпением ждали следующего урока, ощущали радость, понимание своей уникальности и принадлежности к классному коллективу; ярко выраженное желание сотрудничать, а не критиковать, находить правильное выход из сложившейся ситуации, а не конфликтовать, идти на компромисс, сохраняя при всем этом свой статус; умение и желание понимать и принимать индивидуальность других людей; умение понимать другого, знание основных положений педагогики сотрудничества; умение вдумываться, чувствовать любую ситуацию и разворачивать её как воспитательную. Принятие другого человека как ценного, равноправного. Умение учиться у детей, радоваться им и искренне сопереживать, поддерживать; умение педагога проявлять равноправие в отношениях с учениками, отсутствие обвинений в адрес личности ребенка.
Учет принципов толерантности: принципучетаиндивидуальныхиполовозрастныхособенностей,принципуважительногоотношениякличности, принцип опоры на положительное в ребенке, принцип единства знания и поведения, принципы связи воспитания толерантности с жизнью, принцип культуросообразности, принцип целенаправленности, принцип сотрудничества, принцип правоведения, принцип экологии взаимоотношений, принцип коллективности, принцип самоценности ребенка, принцип сотрудничества, принцип доброго отношения, принцип гуманности.
Приемы саморегуляции
1 Приемы саморегуляции
Главное, чему необходимо научиться – это прислушиваться к своему организму, к незримым сигналам усталости, которые он вам посылает. Будет лучше, если вы немного отдохнете до того, как “свалитесь с ног”.
Приемы саморегуляции предназначены для избегания, профилактики
стрессов.
Упражнение “Кольцо огня”.
Инструкция:
“Закройте глаза и представьте, что вокруг вас бушует огонь. Возьмите все негативное, что беспокоит вас сейчас, и бросьте в этот огонь. Вам внутри тепло и спокойно”.
Упражнение”Мысленное созерцание”.
Инструкция:
“Если есть возможность, удобно расположитесь. Не отвлекаясь ни на что, рассматривайте
какой-нибудь предмет в течение 3-5 минут. Затем закройте глаза и попытайтесь
вызвать в памяти этот предмет со всеми его деталями, особенностями.
Откройте глаза, сравните, удалось ли вам в точности воссоздать предмет в
своей памяти. Повторите упражнение”.
2 Работа с негативными чувствами
Стрессовые ситуации могут влиять на людей по разному. В одном
случае они мобилизуют к активной деятельности, в другом, наоборот,
вызывают апатию, ощущение отчаяния и нежелания что-либо делать. Лучшее,
что вы можете сделать – выговориться. Если такой возможности у вас нет,
поможет следующее упражнение.
Инструкция: “На листе бумаги изложите все, что вас сейчас беспокоит.
Вы можете описать свои чувства, а можете изобразить их в виде рисунка.
Выплесните на бумагу все, что накипело. Когда вы почувствуете, что
“высказали” все, уничтожьте этот лист бумаги любым способом каким
пожелаете. Его можно порвать, скомкать и выкинуть в урну, сжечь, сделать из
листа самолетик и запустить в окно. Представьте, как вместе с листом бумаги
вам покидают негативные чувства, изложенные на нем”.
Упражнение “Пресс”.
Данное упражнение направлено на нейтрализацию
гнева, раздражения, чрезмерной тревожности. Его лучше делать перед какой-
либо психологически напряженной ситуацией, требующей самообладания и
уверенности в себе. Инструкция: “Закройте глаза и представьте внутри себя, в
области груди, мощный пресс. Он медленно движется вниз, от груди, подавляя
на все пути все негативные эмоции, напряжение, тревогу.” При выполнении
упражнения важно добиться отчетливого физического ощущения тяжести, которая движется внутри вас, подавляя на своем пути нежелательные
эмоции и энергии.
3 Целеполагание.
Упражнение”Цветок”.
Данное упражнение призвано помочь в постановке личных и профессиональных целей. Инструкция: ” На листе бумаги или ватмане нарисуйте цветок. В середине напишите свое имя, а на лепестках то, что является для вас важным, те части жизни, которые вы цените больше всего.
В жизни эти лепестки неодинаковы – какой-то части нашей жизни мы
уделяем больше внимания, какой-то меньше. Пусть размер лепестков покажет,
что вы ставите в приоритет, а какие части вашей жизни отошли на второй план.
Теперь посмотрите на свой цветок. Он вас устраивает? Если нет, подумайте,
что вы можете предпринять, чтобы вас все устраивало? Запишите то, что вы
можете сделать, но не нужно писать общие фразы. Запишите конкретные
действия, которыми вы можете изменить жизнь к лучшему. Нарисуйте
пунктиром или другим цветом цветок, который хотите иметь в будущем”.
4 Снятие напряжения.
Важно уметь расслабляться для того, чтобы легко преодолевать
внутреннюю напряженность. Для этого существуют приемы релаксации, в
основе которых лежит работа над осознанным расслаблением мышц.
Что необходимо:
1 На время отложите решение проблемы, которая вас тревожит.
2 В течение нескольких минут занимайтесь релаксацией. Некоторые
приемы описаны ниже.
3 Вернитесь к решению тревожащей проблемы, освободившись от
напряжения.
Упражнение “Диалог с самим собой”
Это упражнение, путем создания новых перспектив с ситуации
давления, нейтрализует факторы, блокирующие чувство покоя.
Инструкция:
“Когда вы подозреваете, что важность какой-то проблемы вами преувеличена,
ответьте себе на следующие вопросы:
1 Действительно ли это так важно?
2 В данной ситуации я рискую чем-то для себя важным?
3 Останется ли это так важно через некоторое время? Неделя? Месяц?
4 Возможно ли что-то еще хуже?
5 Стоит ли так сильно переживать из-за этого?
Таким образом вы увидите, что важность ситуация, скорее всего, вами
переоценена и не стоит тревожиться или впадать в панику из-за пустяка”.
5 Релаксация.
Инструкция:
1 Лягте (в крайнем случае, присядьте) поудобнее в тихом, слабо
освещенном помещении. Одежда не должна стеснять ваших движений.
2 Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно
на 10 секунд задержите дыхание. Выдыхайте не торопясь, следите за
расслаблением и мысленно говорите себе: «Вдох и выдох – как прилив и
отлив». Повторите эту процедуру 5-6 раз. Затем отдохните 20 секунд.
Волевым усилием сокращайте мышцы тела или их группы.
Сокращение удерживайте 10 секунд, потом расслабьтесь, отрешитесь от всего,
ни о чем, ни думайте.
4 Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение
расслабленности, пронизывающее вас от пальцев ног через икры, бедра,
туловище до головы. Повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно,
меня ничто не тревожит».
5 Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все
части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас, чувствуете,
что расслабленны ваши плечи, шея, лицевые мускулы. Лежите спокойно, как
тряпичная кукла, наслаждайтесь испытываемым ощущением секунд 30
6 Сосчитайте до 10, мысленно говоря себе, что с каждой последующей
цифрой ваши мышцы более расслабляются. Теперь ваша единственная забота –
насладиться состоянием расслабленности.
7 Наступает «пробуждение». Сосчитайте до 20 Говорите себе: «Когда я
досчитаю до 20, мои глаза откроются, и я буду чувствовать себя бодрым. При
этом я осознаю, что ощущение напряжения исчезло».
Это упражнение рекомендуется выполнять 2-3 раза в неделю. Поначалу
оно занимает около четверти часа, но при достаточном овладении им
расслабление достигается быстрее.
Помните! Уделять внимание чувствам — занятие непривычное в
повседневной жизни. Вероятно, влияет воспитание (с самого детства
родителями, а затем учителями накладывается табу — запрет на
открытое выражение чувств и эмоций ребенком) и обучение в школе, где
больше времени уделяется мышлению. Вот почему впоследствии нам легче
говорить о том, что думаем, чем о том, что чувствуем. В нашем обществе
не принято, открыто радоваться, не говоря уже о негативных чувствах,
от которых вообще стремятся быстрее избавиться и забыть про них. В
случае, когда негативные эмоции не осознаются и подавляются, они
управляют нашим поведением. И наоборот, осознание негативных эмоций
и чувств ведет к успешному преодолению затруднений и большему
пониманию себя.
Управление временем или тайм-менеджмент
Управление временем или тайм-менеджмент – что это такое ?
У человека не 10 рук. Чтобы успевать все делать вовремя, нужно овладеть искусством управления временем, которое еще называют тайм-менеджментом. Только этот термин окутан столькими мифами и предрассудками, что со счету сбиться можно. А ведь все зависит от того, как этим инструментом воспользоваться…
Внесу в эту смуту ясность – расскажу о тайм-менеджменте, разрушу распространенные мифы и перечислю популярные техники.
Определение тайм-менеджмента
Тайм-менеджмент – это техника организации осознанного контроля и распределения времени. С ее помощью можно вовремя достичь поставленных целей и задач, повысить эффективность и результативность.
Термин «time-management» с английского переводится как «управление временем». Изначально он использовался в бизнесе, а позже перекочевал и в повседневную жизнь.
Для чего он нужен?
Чтобы организовать свое время! Тайм-менеджмент нужен, чтобы из потока навалившихся дел выделить самые важные и выполнять только их.
Вспомните, когда вы в последний раз не успевали сделать все намеченное. Или всплывала мысль, что в сутках, к сожалению, лишь 24 часа, а не 30. Если вам это знакомо, то вам определенно следует заняться тайм-менеджментом.
Главные принципы тайм-менеджмента
Чтобы процесс организации времени шел как по маслу, необходимо придерживаться нескольких важных принципов.
Постановка целей. Четко сформулировать цель и результат — пройти половину пути.
Расстановка приоритетов. Надо понимать, какие дела быстрее приближают вас к намеченной цели.
Планирование. Следует составлять план на день и четко следовать ему.
Анализ собственного опыта. План составляется исходя из того, как вы действуете в определенных ситуациях.
Отдых. Силы необходимо восполнять, поэтому отдых обязательно должен быть включен в план действий.
Мотивация. Как правило, это результат поставленной цели. Но можно давать себе небольшие вознаграждения при выполнении скучных или трудных задач. Есть также метод наказания – если дело не выполнено, вы лишаете себя какой-то приятной вещи.
Использование сервисов-помощников. Это могут быть различные сайты, приложения на компьютер или смартфон.
Чередование разных видов деятельности. В таком темпе исключается монотонность – работать будет не так уж скучно и изнурительно.
Мифы о тайм-менеджменте
До сих пор находятся люди, которые с пренебрежением или даже опаской относятся к организации собственного времени. А все потому, что в обществе все еще распространено множество мифов. Давайте рассмотрим их и попробуем опровергнуть.
№1. Управлять временем невозможно
Не спорю, время движется стабильно, помешать его движению человек не может. Но в тайм-менеджменте уместнее управление собой, собственными решениями и действиями.
№2. Это не работает!
Такое часто говорят те, кто опробовал лишь одну технику и разочаровался в тайм-менеджменте как таковом. Так бывает, если люди неправильно себя мотивируют, ставят недостаточно четкие или важные цели.
№3. Придется больше и усерднее работать
Суть этой техники не в том, чтобы делать больше дел, а в том, чтобы выделять самые важные и выполнять только их. Плюс надо не отвлекаться и следить за своими привычками, дабы не свести все старания к нулю.
№4. Это скучно, в тайм-менеджменте нет места спонтанности и творчеству
Этот миф зародился после того, как на первых обучающих тренингах призывали планировать каждую минуту. Приоритет отдается сосредоточению на одном деле и освобождению от отвлекающих факторов.
№5. Это западное изобретение
Кто сказал, что раньше не существовало тайм-менеджмента? Просто никто не додумался обозначить это явление.
№6. Такая организация нужна только тем, кто постоянно опаздывает
Эта техника не про время, а про достижение намеченных целей. А ведь любой человек, независимо от степени пунктуальности (или ее отсутствия), всегда ставит перед собой какие-либо цели.
№7. Бесполезно бороться с прокрастинацией
Да, некоторые люди более организованы и замотивированы, но есть и те, кому сложно дается вышеперечисленное. Но прокрастинация – это психологическое явление, с которым можно и порой нужно бороться.
Обратная сторона – это люди, которые слишком усердно используют тайм-менеджмент или выворачивают его принципы наизнанку.
№8. Нельзя стать успешным без управления временем
Успех зависит от того, какие решения в определенный момент вы принимаете. Будучи гуру организованности, если ставить в приоритет дела, которые не приносят ничего стоящего, мало чего можно добиться.
№9. Существуют универсальные техники, которые подходят абсолютно всем
Все люди разные. Не придумали еще технику, которая охватила бы весь мир и помогла всем стать организованными. Методик много, с ними нужно экспериментировать.
№10. Тайм-менеджмент экономит время
Это не волшебная таблетка, а лишь инструмент. Да, вы сделаете дела вовремя, но только благодаря сосредоточенности и отсутствию отвлекающих факторов. Времени в ваши сутки данная техника никак не прибавит.
Принцип «девяти дел», или
Принцип «1–3–5»
В чём заключается: подход простой — за день нужно завершить одно большое дело, три средних и пять небольших. К небольшим можно отнести, например, несложные бытовые дела. Их тоже лучше планировать, чтобы они не накапливались. Идея в том, что такое количество и соотношение дел помогут потратить день продуктивно и при этом не выбиться из сил.
Кому подходит: метод универсальный. Удобен для тех, кто мыслит не столько временными интервалами (как в предыдущей методике), сколько в категориях дел и задач.
Особенности: во-первых, метод помогает выстроить чёткую иерархию задач. Во-вторых, в конце дня вы можете легко подвести итог. Кроме того, вы всегда помните о первоочередном деле.
«Метод помидора», или «Система 25 минут»
Кто придумал: Франческо Чирилло. Он использовал этот метод для подготовки к экзаменам. Время он засекал по кухонному таймеру, сделанному в виде помидора, — и это дало название методу.
В чём заключается: поставьте таймер на 25 минут и в течение этого времени выполняйте работу, ни на что не отвлекаясь. После сделайте перерыв пять минут и повторите цикл заново — продолжайте работу. Через каждые четыре цикла сделайте большой перерыв в 30 минут. Смысл метода в том, что монотонная работа разбивается на небольшие части, и после каждой вы получаете заслуженный отдых. Так легче взяться за такие задачи, и можно выполнить их лучше.
Кому подходит: метод универсален. Может пригодиться кому угодно, когда нужно долго делать монотонную работу — например, убраться дома, написать статью или отчёт, подготовиться к экзамену.
Тайм-менеджмент от марка Форстера
Автофокус в тайм-менеджменте (Марк Форстер)
Автор системы, Марк Форстер, создал ее, основываясь на своем личном опыте, и после нескольких недель использования он заметил, что объем работы, которую он успевает выполнять, значительно увеличился, причем объясняет он это тем, что в системе отсутствуют предпосылки для откладывания дел в долгий ящик и сопротивлению их выполнению.
Кроме того, Марк, отмечает уменьшение стресса. Несмотря на то, что работу все равно приходится делать, система обеспечивает отсутствие препятствий в виде собственного нежелания или ощущения чрезмерной загруженности. Марк пишет, что почти любая работа теперь делается им с удовольствием, причем чем больше он доверяет системе, тем больше удовольствия она приносит.
Система позволяет фокусироваться на самом важном. Автор отмечает, что выбирать самое важное и расставлять приоритеты, основываясь только на рациональном мышлении довольно сложно, поскольку подсознание может считать важным совершенно другие вещи. Марк отмечает, что результат выбора, основанный на этой системе, гораздо вернее, если учитывать текущее положение дел.
Очень быстрая работа с рутинными задачами. Марк отмечает, что скорость выполнения рутинных задач возросла экспоненциально. Сюда он включает работу с электро-почтой, ответы на комментарии в блоге, ответные звонки и прочее.
Тщательную проработку больших задач и проектов. Система стимулирует подход «понемногу, но часто» в решении больших задач. В результате любой проект или задача будет проработан в течении какого-товремени методично и полноценно. Другим результатом такого подхода является то, что идеи и догадки возникают в результате настройки на задачу в течении какого-то времени, а не сразу.
Краткая инструкция
Система состоит из длинного списка всего, что вы хотели бы сделать когда-либо, записанного в блокнот в линейку (25-35 строк Марк считает оптимальными). Как только вам приходит в голову новая задача — запишите ее в конец списка.
Обрабатывать же список следует постранично следующим образом:
- Прочитайте все пункты на странице не стараясь принимать решения или начинать работу.
- А теперь перебирайте пункты более медленно до тех пор пока какой-то не выделится из общего ряда.
- А теперь возьмитесь за эту задачу и занимайтесь ею до той поры пока вам это нравится.
- Вычеркните задачу и добавьте в конец списка, если вы еще не закончили работу.
- Продолжайте работать на той же странице. Не переходите к следующей до той поры, пока вы не сможете пробежать всю страницу взглядом от начала до конца без выделяющихся задач.
- Перейдите к следующей странице и повторите всю процедуру с ней.
- Если вы перешли к странице и при первом же проходе вы не встретили задачу, которую вы бы выделили — вычеркните все оставшиеся задачи без переписывания их в конец списка. Замечу, что данное правило, естественно, не относится к последней странице, так как вы туда все еще добавляете задачи. Выделите отмененные задачи маркером.
- Как только вы закончите с последней страницей — переходите к первой, содержащей незаконченные задачи.
Несмотря на то, что все эти шаги более подробно расписаны ниже, Марк советует начать работать с системой немедленно, и вернуться к остальной части инструкций позже. Не забудьте добавить задачу «Дочитать инструкции к системе Автофокус» в ваш список. Не стоит сразу же стремиться добавить все задачи, которые только возможно, просто записывайте их по мере того, как они будут формулироваться в вашей голове.
Подробная инструкция
Как только вам пришла в голову задача, запишите ее в конец списка.
Одно из главных и неотъемлемых качеств этой системы — то, что вы можете внести в нее что угодно. Марк рекомендует записывать все, что только приходит в голову, даже не пытаясь оценить идею. Система сама оценит ее.
Прочитайте все пункты, записанные на странице быстро, и не предпринимаякаких-либо действий.
Такой быстрый обзор позволяет вашему мозгу начать обрабатывать задачи без давления или усилий с вашей стороны.
Теперь читайте все задачи медленно и вдумчиво, пока одна из них не выделится.
Этот момент Марк называет «сердцем системы». Не пытайтесь мысленно расставлять приоритеты — это разрушит баланс между рациональной и интуитивной составляющими вашего разума. Взамен — дождитесь чувства облегчения при виде задачи. Марк затрудняется объяснить, но уверен, что вы легко узнаете это ощущение. Вы просто поймете, что данный пункт готов быть выполненным. Если вы пропустите его, даже дойдя до конца страницы, вы будете чувствовать, что сделать надо было именно его. Как только вы поймаете это ощущение вы поймете, что все сопротивление против выполнения этой работы исчезает, и задача кажется нетрудной.
Работайте над выбранной задачей пока вам нравится делать это.
Не пытайтесь давить на себя и продолжать работать с выбранной задачей дольше, чем вам это нравится. Система призывает вас использовать подход «понемногу, но часто». Как только вы чувствуете, что сделали достаточно — остановитесь.
Вычеркните эту задачу, и запишите ее в конец списка, если вы еще не закончили с ней.
На самом деле лучше сначала записать задачу снова, а уже потом вычеркнуть ее на прежнем месте. Повторная запись задач — важная часть системы. Вы должны повторять все задачи, выполняемые на регулярной основе (работу с почтой, бумагами, физические упражнения), все задачи, которые вы еще не закончили, все, что требует отслеживания (проверка, а не ответил ли уже клиент на отправленные вами вопросы?), и комплексные задачи вроде чтения книги, журнала, просмотр фильма. Марк замечает, что две трети его задач требуют повторной записи в той или иной форме.
Продолжайте работать со списком так же и на той же странице. Не переходите на следующую страницу до той поры, пока вы не сможете пройти сверху донизу без того, чтобыкакая-либо задача выделилась.
Использование каждой страницы, как отдельного блока работы позволяет вам получить преимущество «контролируемого откладывания», которое базируется на том факте, что откладывание в данном случае относительно. Другими словами — любая задача становится легкой если выбирать между ней икакой-нибудь еще более сложной задачей.
Переходите к следующей странице и повторите всю процедуру.
Вы можете либо очень быстро перемещаться с одной страницы на другую или наоборот — сидеть над каждой подольше — любой способ приемлем, просто позвольте мозгу самому выбирать выделяющиеся задачи.
Если вы перешли к странице, на которой ни один из пунктов не был выделяющимся, значит все оставшиеся невыполненными пункты нужно отменить, не внося при этом в список. Марк советует выделить такие пункты маркером.
Это именно то место где система избавляется от тех пунктов, которые вы внесли без оценок, и которые на самом деле вовсе не нуждаются в вашем внимании. Этот процесс может быть быстрым (например, — в случае если речь идет о книгах, которые вы собирались прочесть), но обычно процесс очищения идет довольно медленно.
Пожалуйста, отнеситесь серьезно к правилу не вносить повторно отмененные задачи. Это вовсе не означает, что вы никогда не должны добавлять их снова, но вам нужно подождать какое-то время, рассмотреть причину отмены этих задач, обдумать нужно ли вообще делать то, что вы собирались, нужно ли подождать, потому что вы не готовы, а может быть такие задачи лишь
отвлекают вас от главных целей? Когда вы решите внести отмененные пункты снова, неплохо переформулировать их или разбить на подзадачи.
Выделение отмененных задач маркером облегчает их рассмотрение и анализ. Помните, что это правило не работает на последней странице, куда вы по прежнему записываете новые задачи.
Как только вы закончите с последней страницей — переходите в начало, к первой активной странице. Марк отмечает страницы, которые не активны, то есть не содержат невыполненных задач, крестиком на внешнем углу страницы, а также обводит кружком этот крест, если нет не одной активной страницы перед этой. Количество активных страниц может колебаться с течением времени. Во время написания инструкции у Марка таких страниц было девять, но были времена когда их было три, четыре и даже все пятнадцать. Эта система, как справедливо замечает Марк (я это уже ощутил на себе), может вызывать зависимость, так что я вслед за автором рекомендую вам определить часы работы. Прекращайте активность как только окончится отведенное время, и начинайте с того же самого места, когда наступит время продолжать работу. Марк признается, что сам не совсем последовательно следует этому совету.
Незавершенные задачи из прошлого
Вы наверняка уже имеете некоторую историю невыполненных работ и если вы ведете такую историю, по совету автора, вам следует внести все задачи из нее одним махом и позволить Автофокусу разобраться с ними. Если вы обнаружите, что какие-то из задач приходится отменять, тогда вам следует задать серьезный вопрос, а стоит ли вам выполнять эти задачи вообще. Но с незавершенкой все не так просто: большой список старой и необработанной почты, например, может мешать эффективно работать со свежей корреспонденцией. Именно поэтому Марк рекомендует переместить все исторические задачи/письма/бумаги в отдельные папки с соответствующей маркировкой.
Почему это работает
Система работает, потому что поддерживает баланс между рациональной и интуитивной частями мозга.
Если мы попытаемся жить, опираясь только на рациональные методы, мы закончим составлением плана, который противен нашему разуму, потому что он сам не работает чисто рационально. Всем нам знакомо ощущение, когда мы точно и рационально знаем, что надо сделать что-то так-то и так, но в это же время все наше существо выступает против этого решения.
С другой стороны, если попытаться следовать только интуиции и «природе», то мы будем склонны дрейфовать, следовать импульсам и действовать нерационально.
Однако, когда мы находим баланс между этими методами размышлений, мы можем принимать вполне рациональные решения, находясь в полном согласии со своими чувствами и эмоциями. Система «Автофокус» создает условия для подобной работы. Несмотря на то, что Марк постоянно говорит, что «система делает выбор», «просеивает», на самом деле это означает, что система создает условия, чтобы вы могли принимать такие правильные, сбалансированные решения без стресса.
Что следует делать, а что делать не стоит
Доверяйте системе. Она поможет вам принимать лучшие решения, чем вы смогли бы сделать без ее помощи.
Не забывайте о здравом смысле. Если что-то требуется сделать немедленно — сделайте.
Не пытайтесь сразу редактировать то, что вы записываете в систему. Если вы будете это делать — вы лишитесь эффективности в расстановке приоритетов, которую обеспечивает система.
Ожидайте, что разные задачи будут выполняться с разной скоростью. Некоторые из них будут сделаны быстро, другие будут тянуться или даже приостанавливаться, а некоторые так и вовсе будут отменены. Именно так все и задумано.
Не пытайтесь использовать эту систему для вещей, которые привязаны к конкретному времени.
Всегда перечитывайте все оставшиеся невыполненными задачи после того, как вы возвращаетесь к странице после перерыва. Это поможет вашему разуму получить общее впечатление о том, что должно быть сделано.
Не забывайте добавлять напоминания и заметки о необходимости проследить за чем-то. Это важная часть системы контроля хода выполнения работы.
Включайте множество творческих задач вроде: «Подумать о…», «Рассмотреть…», «Обсудить…».
Записывайте дату рядом с первой записью, которую вы делаете в этот день. Хотя это вовсе и необязательно, это поможет вам отследить свои успехи и продвижение.