Правила проведения аттестации

Аттестация является обязательной процедурой для педагогических работников системы образования. Она стимулирует рост профессионального мастерства и развитие творческой инициативы педагогов. Аттестация также способствует повышению уровня теоретической подготовки педагогических работников и поддерживает авторитет педагогического звания. В рамках аттестации педагогических работников определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества. Результаты аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда.

        Квалификационный экзамен на подтверждение высшей квалификационной категории проводится в течение одного дня. На квалификационном экзамене педагогам предлагаются билеты, которые содержат задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе представленного опыта педагогической деятельности. Время выполнения задания – 2 академических часа.

Затем экзаменуемый в устной форме представляет спроектированный фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации.

           Оценивание предоставленного опыта педагогической деятельности и защиты спроектированного фрагмента педагогической деятельности проводится членами квалификационной комиссии в соответствии с утвержденными критериями и показателями.

        Максимальное количество баллов за опыт педагогической деятельности – 16, за защиту спроектированного фрагмента педагогической деятельности – 16. Всего за квалификационный экзамен – 32 балла. Для сдачи квалификационного экзамена необходимо набрать 75% от максимального количества баллов, т.е. не менее 24 баллов.

Документы, которые предоставляет педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист»

Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы:

1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается учреждением образования в академию).

2. Опыт педагогической деятельности в бумажном и электронном варианте (предоставляется во время экзамена).

Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» предоставляет следующие документы:

1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается отделом (управлением) образования, спорта и туризма районного (городского) исполнительного комитета в академию).

2. Опыт педагогической деятельности в электронном варианте (высылается на адрес академии: atestacia@academy.edu.by за 10 дней до начала экзамена).

3. Опыт педагогической деятельности в бумажном варианте (предоставляется во время экзамена).

4. Резюме с описанием методической деятельности (высылается на адрес академии: atestacia@academy.edu.by за 10 дней до начала экзамена).

Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы:

1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается учреждением образования в академию или ИРО).

2. Опыт педагогической деятельности в электронном варианте (высылается на адрес академии или ИРО за 10 дней до начала экзамена).

3. Опыт педагогической деятельности в бумажном варианте (предоставляется во время экзамена в академии или ИРО).

Примерная схема организации, анализа, обобщения, пропаганды и внедрения передового педагогического опыта

Организация передового опыта

Кто организует опыт?

– определение программы, по которой будет организован опыт;

– определение авторов опыта;

– рекомендации учёных, методистов, руководителей учреждения образования , методического объединения по работе над программой;

– консультации, оказание помощи авторам в работе над проблемой.

Изучение передового педагогического опыта

Кто изучает?

Методы изучения:

– длительное наблюдение за работой учителя: посещение уроков, внеклассных занятий, рассмотрение методов обучения, их эффективность, вариантов построения уроков, приёмов проверки знаний учащихся, активизация их познавательной деятельности;

– ознакомление с литературой, которую использует учитель. Что нового, своего внесено? Чем актуально это новое? Уверен ли учитель в нём? Проверено ли на практике? Каковы результаты?

– ознакомление с ученическими работами, которые являются ценным источником информации. Свидетельствуют ли они об эффективности применяемых учителем методов? Видны ли изменения в развитии детей, их мировоззрении, моральном облике, поведении?

– беседы с учителем с целью выяснения роли его опыта работы в научной организации учебного процесса.

Формы обобщения:

– рабочий план, конспекты уроков с методическими выводами;

– доклад на МО, педсовете, педчтениях, статьи в журналах, методические письма, бюллетени;

– отчёт о педагогическом эксперименте (если он ведётся);

– тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия);

– обобщение – описание с методическими выводами.

Обобщение, распространение и пропаганда передового педагогического опыта.

Кто пропагандировал опыт и оказал помощь по внедрению?

Методы пропаганды:

– устная пропаганда (чтение лекций, докладов на педагогических советах, методических объединениях, педагогических чтениях, конференциях);

– наглядная пропаганда (организация выставок, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий);

– письменная пропаганда (методические рекомендации автора).

КАРТА объекта по изучению передового педагогического опыта

1. Ф.И.О., год рождения________________________________

2.Учреждение________________________________________

3. Должность ________________________________________

4. Категория, год присвоения____________________________

5.Тема работы по обобщению передового опыта, краткая аннотация _______

6. Стадия:        * изучение        * обобщение        * внедрение

7. Кем изучается_______________________________________

8. Методические разработки_____________________________

9. Публикации (указать полные данные)____________________

Формы внедрения передового педагогического опыта

  1. Практический уровень (описание конкретного педагогического опыта, раскрытие преимуществ и перспектив его применения):

– открытый урок ( показ приемов и методов работы);

– семинар-практикум (описание отдельных приемов и методов работы);

– творческий отчет (показ результатов работы);

– конференции, выставки (показ системы работы);

– написание реферата (описание системы работы носителя передового педагогического опыта).

   2. Методический уровень (раскрытие методики и системы конкретных действий, идеи опыта, педагогической инновации):

– педагогические чтения (определение ведущей педагогической идеи опыта);

– школа-лаборатория (описание характерных условий развития опыта);

– методический плакат (анализ результатов работы);

– рукописи, магнитные записи, видеофильмы и др. (использование при подготовке методических разработок и рекомендаций).

   3. Научный уровень (теоретический анализ опыта):

– публикации, статьи, сборники, монографии и др.

План работы “Формирование умений обобщать свой собственный опыт”

Что значит обобщить опыт?

2. Общие показатели, по которым можно судить о наличии передового педагогического опыта.

3. Начало обобщения опыта (1-ый этап).

4. Задание: сбор материала для обобщения опыта.

5. 2-ой этап обобщения опыта – самоанализ своей работы (сбор фактического материала, обоснованные выводы из него, выделение идеи опыта, приёмов, методов и форм работы, их методическое обоснование, показатели эффективности приёмов и методов работы).

6. Консультации, практическая помощь.

7. 3-ий этап обобщения опыта – анализ результативности своей работы (при каких условиях были достигнуты оптимальные результаты в обучении и воспитании, какие трудности были при его создании).

8. Описание опыта работы. Рекомендовать структуру написания опыта.

9. Практическая работа.