Десять советов молодому учителю

Совет первый:

         Ориентируйся на гимназию и именно с ней связывай свои честолюбивые мечты.

Совет второй:

         Найди себя, свой образ. Учи­тель индивидуален, иначе не мо­жет быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, пригля­дывайся к мастерам. Бери на воору­жение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует. Не надо по­нимать творчество как изобретение пороха. Педагогика существует столько, сколько существует мир. Приемы и находки не умирают с мастером, а передаются его ученикам и последователям. Но каждый на­стоящий учитель, даже перенимая, остается собой. Вспомним Л.С. Вы­готского: творчество на деле сущест­вует только там, где человек вообра­жает, комбинирует, изменяет и соз­дает что-то новое, какой бы крупи­цей ни казалось это новое по сравне­нию с созданием гениев. Как же рас­познать, что в тебе твое, а что – чу­жое? Лучше тебя самого этого никто не знает. Конечно, надо прислуши­ваться к мнениям, в том числе и кри­тическим. И потом, кто сказал, что учи­тель создает свой образ раз и навсе­гда? Образ – не схема, а живое лицо. Оно может быть весе­лым и грустным, счастливым и несчастным, спокойным и взвол­нованным, гневным, смятенным, возбужденным. В любом случае оно должно быть твоим и оно должно быть живым, а не маской.

Совет третий:

         Не замыкайся в своем учительстве. Если учитель – только учитель, то это скучно. Играй на ги­таре, пой, пиши стихи, играй в во­лейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Рас­ширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми, Люби жизнь в разных ее проявлениях. Ты должен быть ин­тересен детям, но этого не полу­чится, если ты будешь сосредото­чен только на самом себеКроме обязательной программы, у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная про­грамма.

И опять же надо помнить о том, что все проявления личности индивидуальны. Не нужно искусст­венно культивировать в себе качест­ва, которые тебе не свойственны. Универсальность не обязательна. Не надо писать стихов, если у тебя нет способностей. Не надо играть на ги­таре, если тебе это не нравится. Не надо собирать марки, если к этому у тебя не лежит душа. Но тогда должно быть что-нибудь другое, тебе свойст­венное. А самое главное – и тут уже особые способности не нужны, – тебя должны интересовать люди. Ты мо­жешь быть другом, знакомым, собе­седником, корреспондентом, просто слушателем. Но не исключай это общение из своей жизни. Иначе за­сохнешь, как сломанная ветвь.

Творческий человек, как пра­вило, многогранен. Увлеченность, многосто­ронний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профес­сии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Про иного учителя говорят: он – эрудит, или: он – хороший мето­дист, или: он – энтузиаст внекласс­ной работы. Это комплимент только в том случае, если все другие сторо­ны деятельности учителя тоже хо­роши.

Четвертый совет:

            Помни о комплексном ха­рактере учительского труда. Все имеет значение, все нужно: и эруди­ция, и методика, и внеклассная рабо­та, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, это все взаимосвязано.

Пятый совет:

            Будь счастливым! Будь опти­мистом! Верь! Строй планы, пусть иногда несбы­точные, но конструктивные. Жизнь – это преодоление трудных и даже кри­тических ситуаций. И у тебя это бу­дет. Собери свою волю. Не опускай крылышки. Борись. Сопротивляйся. Верь и добивайся своего. Иди на компромиссы. Бес­компромиссность – это упрямство и неумение мыслить перспективно. Но цель все равно должна быть.    Дети не должны видеть в тебе неудачника. Неудачников не любят. Даже если что-то не будет полу­чаться, всеми силами разрушай возможное впечатление, что у тебя не получается вообще.

Шестой совет:

          Будь честным и правдивым.

Седьмой совет:

          Цени юмор в общении с уче­никами. Если ты сам, как говорится, не блещешь остроумием, цени юмор в других. Не бойся смешного, не бой­ся быть смешным сам: бывают со­всем невинные и безобидные смеш­ные ситуации. Другое дело, если над тобой смеются постоянно, если ты вообще смешон – это все!..

Детский юмор, скажем откро­венно, не так уж глубок и тонок. Ча­ще всего смеются над оговорками. Смеются над всем, что касается нежных отношений. В та­ких случаях важно не обидеть.

Не надо смотреть на юмор как на прием. Не надо искусственно изо­щряться в остроумии. Все, в том чис­ле и юмор, должно быть естественно и уместно. Смешных ситуаций и так хоть отбавляй. Некоторые учителя сердятся, когда дети смеются. Даже выгоняют их из класса. И зря. Любой ситуацией на уроке, в том числе и смешной, учитель должен владеть. И если учитель сказал: «Посмеялись, и хватит», класс должен подчиниться. Если этого нет, они будут гоготать весь урок. Надо помнить и про то, что смех может больно ранить. Он, как говорил Маяковский, – грозное ору­жие. Поэтому надо знать меру, быть осторожным и тактичным. Класс смеется, и учитель смеется, но, даже смеясь, учитель не должен расслаб­ляться: он на работе.

Совет восьмой:

            Будь естественным, не при­творяйся, не старайся казаться ум­нее и лучше, чем ты есть. Бесполез­но: дети тебя все равно раскусят.

Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переиг­рывай! Вспомни: настоящий актер вживается в роль, стремится постичь внутренний мир своего героя, чтобы играть как можно естественнее. Тебе же не надо перевоплощаться.

Сходство между учителем и ак­тером заключается, может быть, в том, что и тот и другой выходят на аудито­рию, на публику. Если между актера­ми и зрительным залом не устанавли­вается незримый контакт, спектакль рушится. Так и в классе. Некоторые кричат и стучат кулаком по столу, а ребятам не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое-то колдовство завораживает детей, и они не сводят с учителя глаз. Это феномен учительского гипноза, такого, впро­чем, хрупкого, но сладостного. В эти минуты учитель счастлив.

Совет девятый:

            Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо ка­заться, надо быть. Сейчас это зна­мение времени. Не бойся честолюбия и не слушай ханжей и бездарных завист­ников. Но честолюбие должно быть внутри, демонстрировать его не­прилично. Честолюбие все-таки иг­рает вспомогательную роль как стимулятор дела. Главное – дело. Возводить же честолюбие в прин­цип и подчинять ему все просто недопустимо и безнравственно. Хо­тя не всегда нам ясно до конца и значение дела, его результат.

Цель творчества – самоотдача, а не шумиха и успех!

Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех.

Это твое кредо, запомни! Ты же всегда на виду, тем более у детей, которые все видят и все замечают. От их внимательного  взгляда не ускользнет ничего! И ты не думай, что мнением детей, их отношением можно пренебречь. Они-то и есть твои  главные  ценители  и  судьи, ни, а не начальство и даже не твои коллеги и друзья.

Если не тщеславие, то что же должно быть в основе твоей жизни и работы? Твоя гражданская пози­ция.

Десятый совет:

          Обрети гражданскую пози­цию. Позиция человека как гражданина форми­руется, стабилизируется и кристал­лизуется в деле. Гражданская позиция, прежде всего – нравственная. Запомни: ка­кие бы прекрасные учебники ни издавали, какие бы замечательные программы ни составляли, истин­ный проводник гражданской идеи – ты. И от тебя зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в це­лости и чистоте или будет так хит­роумно перевернута и извращена, что результат окажется прямо про­тивоположным.

Абсолютных правил, годных на все случаи жизни нет.

Думай сам!

Методические рекомендации молодому учителю

1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.

2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников.

 3. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.

4. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.

5. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная идея и логика изложения темы.

6. Дальше доклад. Сначала – черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать “наукообразно”. Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

7. Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики.

8. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

9. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

10. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.)

11. Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи.

Памятка молодому учителю при подготовке к уроку

1. Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.

2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.

3. Изучите методические пособия к проведению урока.

4. Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.

5. Не забудьте, что УВП в целом и его важнейшая часть – урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.

6. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.

7. Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.

8. В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока – это будет вашим творчеством.

9. Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.

10. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.

11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.

12. Постарайтесь “примерить” свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки – это и есть индивидуальный подход, без которого н не добиться глубоких и прочных знаний.

13. Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок – законченное целое, но он – звено всего учебного и воспитательного процесса.

Требования к уроку

Дидактические требования к современному уроку:

·        четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

·        определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

·        прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;

·        выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

·        реализация на уроке всех дидактических принципов;

·        создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку:

Психологическая цель урока:

1.     Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2.     Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3.     Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1.     Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

·        соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

·        определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

·        планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

·        учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

·        соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

2.     Особенности самоорганизации учителя:

·        подготовленность к уроку и главное – осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;

·        рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

·        педагогический такт (случаи проявления);

·        психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1.     Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

·        планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

·        использование установок в форме убеждения, внушения;

·        планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

·        использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);

2.     Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

·        определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, “открытий”, формулирования выводов);

·        опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;

·        планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

·        руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

·        использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3.     Закрепление результатов работы:

·        формирование навыков путем упражнений;

·        обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1.     отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;

2.     возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1.     планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2.     проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3.     дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку:

1.     температурный режим;

2.     физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

3.     освещение;

4.     предупреждение утомления и переутомления;

5.     чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

6.     своевременное и качественное проведение физкультминуток;

7.     соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

8.     соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

1.     урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2.     темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3.     необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

4.     доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

5.     по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

Как подготовить современный урок

Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

·     четко определить и сформулировать для себя его тему;

·     определить место темы в учебном курсе;

·     определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

·     и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3. Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

·     узнавание нового материала;

·     воспроизведение;

·     применение знаний в новой ситуации;

·     применение знаний в незнакомой ситуации;

·     творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом “от простого к сложному”. Составить три набора заданий:

·     задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

·     задания, способствующие осмыслению материала учеником;

·     задания, способствующие закреплению материала учеником.

4. Продумать “изюминку” урока.

   Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5. Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

·     что контролировать;

·     как контролировать;

·     как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

·     формальную;

·     содержательную;

·     аналитическую.

Формальная часть выглядит так:

Урок № __________

Тема:____________

Цель:____________

Задачи: обучающие:_____________

развивающие:__________________

воспитывающие:_______________

Оборудование:________________

_____________________________

Последовательность отдельных этапов урока.

Содержательная часть состоит из двух частей:

1. Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

2. Таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так:

что делают

этап урока

 Ученики

 Учитель

Самоанализ урока

Тема урока:

Тип урока и его структура:

1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

2.Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…) Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?

3. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.

4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли “связки” между этими этапами? Показать ,как другие этапы работали на главный этап?

6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся?

8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся.

9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

10. Наметить перспективы своей деятельности.

Памятка для составления тематического плана

Общие вопросы плана:

1 – дата;

2 – номер урока по теме;

3 – тема урока;

4 – тип урока;

5 – триединая задача урока;

6 – методы обучения;

7 – повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся;

8 – виды контроля знаний и обратной связи;

9 – планируемые знания, умения и навыки, формирование которых будет на

уроке.

Частные вопросы, решаемые на уроке:

1 – реализация воспитательного потенциала урока;

2 – осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой;

3 – дидактические средства урока;

4 – самостоятельная работа учащихся на уроке;

5 – методы закрепления пройденного на уроке;

6 – домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).

Виды домашних заданий

I. К урокам изучения нового материала

1) Заучивание материала учебника и его пересказ;

2) Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке;

3) Сбор материалов из дополнительных источников;

II. К урокам обобщения

1) Ответы на специально поставленные вопросы учителя;

2) Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;

3) Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану;

4) Выделение в тексте основного и второстепенного материала;

5) Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа;

6) Подборка дополнительного материала по теме;

III.К урокам обучения применять знания

1) Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц );

2) Решение задач, аналогичных классным;

3) Решение задач нестандартных;

4) Решение задач с меж предметными связями;

5) Самостоятельное составление задач;

6) Самостоятельное изучение несложного материала;

7) Работа над ошибками;

IV. К урокам контроля и проверки знаний

1) Письменные ответы на вопросы;

2) Домашняя контрольная работа;

3) Решение нестандартных задач;

Способы задачи домашнего задания

1. Выполнить Д. З. по заданному образцу.

На карточке – решение задачи, аналогичной домашнему (слабому ученику)

2. Самостоятельно изучите материала учебника. Составьте план ответа, определите главное в изучаемом материале. При ответе у доски планом можно пользоваться.

3. Коллективное домашнее задание. Класс делится на группы по 5-6 человек приблизительно одинаково готовых к работе по данной теме. Каждой группе дается задание.

4. Добровольно выбранные домашние задания (Решите из упражнений те, что можете решить, но не менее …)

5. Карточки для слабых учащихся:

– с пропусками, которые нужно заполнить

– с ошибками, которые нужно исправить

– с неоконченными решениями.

6. На доске чертеж

– составить и решить задачу, аналогичную классной (средним ученикам)

– решить задачу по данным чертежа (она аналогична классной) (слабым ученикам)

– составить возможные задачи к этому чертежу, достраивая, если нужно недостающие элементы (сильным ученикам).

7. Индивидуальные дополнительные задания (или вместо домашнего задания – слабым ученикам)

8. Необязательные самостоятельные работы, которые выбирают ученики для внеклассной работы (например, на неделю).

9. Самостоятельная работа по применению усвоенных знаний в новых ситуациях или по исправлению ошибок, допущенных в контрольной работе.

Способы проверки домашнего задания

1. У доски ученик решил домашний пример

a) Фронтально опрашивается, на основании чего вытекает справедливость выполненного после записи условия преобразования, затем – следующего и т.д.

b) На доске запись решения примера, аналогичного домашнему. Решение закрыто. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания с постепенным открытием хода решения (то же с помощью сигнальных карточек «Светофор»)

2. Выяснено, что №… не выполнен или выполнен неверно у многих учащихся

a) Выполняется этот пример у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы;

b) Аналогичный пример выполняется опять же у доски вызванным учеником. Запись по просьбе учителя комментируют с места ученики.

3. У доски ученик записывает решение задачи или примера. На каком-то этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.

4. В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.

Основные звенья (этапы) современного урока

1.     организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

2.     проверка домашнего задания;

3.     проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

4.     постановка цели занятия перед учащимися;

5.     организация восприятия и осмысления новой информации;

6.     первичная проверка понимания;

7.     организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;

8.     творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

9.     обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

10. контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

11. домашнее задание к следующему уроку;

12. подведение итогов урока.

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ

Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала:

·        первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

·        указание на то, что учащиеся должны запомнить;

·        мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

·        сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти

·        материалами, смысловая группировка и т.п.);

·        первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

·        контроль результатов первичного запоминания;

·        регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

·        внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

·        частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

·        сообщение учащимся цели предстоящей работы;

·        воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

·        выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

·        проверка выполнения работ;

·        обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

·        задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

·        постановка цели урока;

·        повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

·        проведение проверочных упражнений;

·        ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

·        упражнения на их освоение;

·        упражнения на их закрепление;

·        тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

·        упражнения на перенос в сходную ситуацию;

·        упражнения творческого характера;

·        итог урока;

  • задание на дом.

Структура урока повторения:

·        организация начала урока;

·        постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

·        проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

·        подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

·        задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

·        организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

·        постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

·        изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.

·        подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

·        определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

·        организация начала урока (психологический настрой учащихся);

·        сообщение темы урока и его задач;

·        изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

·        формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях – по аналогии;

·        упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

·        творческое применение знаний и умений;

  • упражнение по отработке навыков;

·        домашнее задание;

·        итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

·        организационный момент;

·        вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

·        выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

·        проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

·        формулирование выводов по изученному материалу;

·        оценка результатов урока;

·        подведение итогов;

·        задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

·        организация начала урока;

·        проверка домашнего задания, постановка цели урока;

·        подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

·        изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;

·        закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

·        обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

·        подведение итогов и результатов урока;

·        задание на дом;

·        подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структура уроков учителей-новаторов:

Система преподавания Л.В. Маховой:

  • рассказ обзорного типа по всей теме;

·        урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений

·        урок – практическая работа;

·        урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала;

·        заключительный опрос по теоретическому материалу;

·        решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.

Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:

·        уроки теоретического разбора материала учителем;

·        уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам;

·        уроки-семинары;

·        уроки-практикумы;

·        уроки контроля и оценки.

Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:

·        урок-лекция по всей теме;

·        уроки-решения ключевых задач;

·        урок-консультация;

  • урок-зачет.

Памятки педагогам