Роль Жлобинского истребительного батальона в годы войны
Ряд исследований учащихся посвящены деятельности Жлобинского истребительного батальона, который сыграл важную роль в борьбе с немецкими захватчиками.
Их подвиг не забыт. В 35-ю годовщину освобождения Жлобина и района от немецко-фашистских захватчиков, на месте, где проходило последнее собрание бойцов батальона, недалеко от деревни Завод, открыт мемориальный знак. На нем высечены слова: «Жлобинскому истребительному батальону. Июнь – август 1941 г.»
Батальон был создан в Жлобинском районе уже на третий день войны по распоряжению Гомельского обкома партии, в него входили коммунисты, комсомольцы и беспартийные – всего 150 человек. Предполагалось, если фронт отодвинется на восток, это полувоенное формирование должно превратиться в партизанский отряд. Командиром батальона был назначен Владимир Артемьевич Миронов (инструктор ЦК КПБ Беларуси), комиссаром – Георгий Васильевич Злынов (заведующий военным отделом Жлобинского райкома партии), начальником штаба – Александр Михайлович Ярошев (судья). Уже с первых дней своего существования истребительный батальон и связанные с ним группы самообороны повели ожесточенную борьбу с немецкими диверсантами и шпионами. Под охрану были взяты местные предприятия, электростанция, линии связи, железнодорожные магистрали и мосты. Оказывалась помощь в эвакуации предприятий и населения.
На территорию нашего района враг часто забрасывал сигнальщиков, которые должны были указывать важные цели для гитлеровской авиации. Нередко гитлеровцы умело маскировались под командиров Красной Армии, милиционеров. Приведу такой пример. 27 июня 1941 года со стороны Паричей к Березине прибыли четыре командира Красной Армии. Они попросили местных жителей переправить их на другой берег, так как им надо было срочно попасть в Жлобин. Просьбу командиров выполнили, но те, переправившись, облили паром бензином и подожгли его. Заподозрив обман, местные жители сообщили об этом Паричскому истребительному батальону.
Лазутчиков попытались перехватить в Щедрине, который в то время находился в составе Паричского района. Но мнимые красные командиры открыли стрельбу по нашим бойцам, ранив одного из них.
Ответным огнем был ранен и один из лазутчиков. Однако задержать их не удалось. Тогда дали знать о случившемся Жлобинскому истребительному батальону. В результате диверсантов вскоре задержали. На допросе выяснилось, что переодетые в красноармейскую форму гитлеровцы были намерены сеять панику в нашем тылу и совершить ряд диверсий.
Когда немецкие войска продвинулись к Жлобинскому району, бойцы истребительного батальона стали взаимодействовать с частями Красной Армии, участвуя в боях. Но силы были неравными. 3 июля 1941 года Жлобин был оккупирован. Захватчики стали укрепляться в городе. Однако вскоре оккупанты были выбиты из Жлобина частями 63-го стрелкового корпуса под командованием генерала Л.Г. Петровского. И здесь отличились бойцы истребительного батальона, которые вели разведку в тылу противника. Разведчиками командовал Антон Петрович Ткачев – отличный спортсмен, энергичный человек.
Наступление 63-го стрелкового корпуса под командованием Л.Г. Петровского на Жлобин началось ранним утром 13 июля 1941 года. Бойцы и командиры истребительного батальона находились в подразделениях Красной Армии в качестве проводников. Здесь отличились Г.В. Злынов, П.Н. Тамков, И.А. Крышнев, Н.Г. Калиновский и другие. (рис.11, 12) Во время героической обороны райцентра, продолжавшейся более месяца, истребительный батальон продолжал оказывать нашим войскам существенную помощь. Добровольцы постоянно ходили в разведку. 6 августа 1941 года подвиг защитников Жлобина был высоко оценен советским правительством: орденами и медалями были награждены бойцы истребительного батальона: В.А. Миронов, А.М. Ярошев и П.Н. Тамков, А.П. Ткачев, М.Д. Шапиро, Г.Л. Шендерович.
К августу противник, сосредоточив большие силы, семь дивизий, пошел в решительное наступление на позиции 63-го стрелкового корпуса и ополченцев. У деревни Малые Роги они целые сутки сдерживали натиск немцев. Но ряды истребительного батальона редели. Отступив к деревне Завод, ополченцы оказались во вражеском кольце. Их командир В.А. Миронов решил идти на прорыв. Но на бойцов истребительного батальона (рис.13, 14, 15) гитлеровцы обрушили автоматный и минометный огонь. Надо было сохранить людей, и Миронов приказал отходить через болото в лес. Выходили из окружения двумя группами. 25 бойцов истребительного батальона повел комиссар Г.В. Злынов, 73 человека – сам В.А. Миронов. Этот маневр оказался удачным.
Миронов Владимир Артемович (рис. 16) – командир Жлобинского истребительного батальона с 27.06.1941 г., за умелое руководство батальоном, за активную деятельность против немецко-фашистских захватчиков Верховным Советом СССР от 6 августа 1941 г. среди других был награжден орденом Красного Знамени. Миронов был опытным руководителем, прошел хорошую жизненную школу. Участвовал в 1939 г. в освобождении Западной Беларуси. К сентябрю 1941 г. вывел часть истребительного батальона с оккупированной территории. Воевал на фронте. Погиб 14.06.1942 г. Место захоронения неизвестно.
Среди членов истребительного батальона были и подростки. Одним из них был Губарев Антон (родился 08.03.1928 г. в Жлобине). Боец Жлобинского истребительного батальона, был разведчиком и приносил ценные сведения. Сообразительного и смелого подростка любили и бойцы батальона и командир. Однажды Антон в составе группы пошел на «железку», чтобы пустить под откос вражеский эшелон. На железной дороге была мощная немецкая охрана. После выполнения задания при отходе подросток был тяжело ранен и в бессознательном состоянии попал в руки фашистов. Фашисты жестоко издевались над ним, допытываясь, кто его послал, с кем он был. Но, невзирая на жгучую боль, Антон, стиснув зубы, молчал.
Тогда фашисты поволокли подростка к выкопанной яме и расстреляли его. Раненого фашисты засыпали землей. Именем Антона Губарева (рис. 17) названа улица в Жлобине, белорусский писатель Капустин А.П. посвятил герою рассказ «Хлопчик с Днепровских берегов».
Жлобин в начале ВОВ. Л. Петровский
Суровые испытания выпали на долю нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Над Советской страной нависла серьезная опасность. Весь наш народ поднялся на священную войну против озверелых фашистских полчищ. Страшную трагедию пережил Жлобин в годы военного лихолетья. Уже 27 июня 1941 года, через пять дней после начала войны, авиация гитлеровцев бомбила Жлобинский железнодорожный узел. Враг прилагал все усилия, чтобы быстрее захватить важный стратегический узел. 5 июля в Жлобин прорвалась немецкая пехотная часть.
В дни оборонительных боёв под городом партийные и советские органы приняли срочные меры по эвакуации населения и материальных ценностей. Под артиллерийским огнем жители города ремонтировали поврежденный железнодорожный путь, продолжали эвакуацию оборудования промышленных предприятий Жлобина.
В боях с немецко-фашистскими полчищами на Жлобинщине отличился 63-й стрелковый корпус под командованием генерала Л. Г. Петровского. В июле — августе 1941 года часть корпуса защищали рубеж на восточном берегу Днепра но линии Рогачев — Жлобин — Стрешин. 13 июля 1941 года воины корпуса, форсировав Днепр, нанесли противнику мощный контрудар. Освободили Рогачев и Жлобин, вклинились в оборону противника местами до 40 километров.
Личный пример бесстрашия, мужества и отваги показал и командир корпуса Л. Г. Петровский. 5 июля 1941 года в районе деревни Збаров возле Рогачева врагу удалось форсировать Днепр. Петровский лично руководил боем и дважды поднимал полни и атаку. На ноле боя фашисты оставили 8 подбитых танков и много трупов своих солдат и офицеров.
За умелое руководство боевыми операциями Л. Г. Петровскому 31 июля было присвоено звание генерал-лейтенанта, а командиром 61, 167 и 154-й дивизий, которые входили в состав корпуса, Н. А. Прищепе, В. С. Раковскому и Я. С. Фоканову -— звание генерал-майора.
В честь этого подвига, совершенного воинами 63-го стрелкового корпуса под командованием генерала Л. Г. Петровского, на центральной площади Жлобина воздвигнут обелиск.
Гитлеровцы подтянули к Жлобину значительные силы-11 августа противнику удалось прорвать линию обороны наших войск. Немецко-фашистские танковые и механизированные части начали обход 63-го корпуса с флангов. Образовалась угроза его полного окружения. 13 августа 1941 года в расположение корпуса прибыл самолет с приказом командующего фронтом о назначении Л. Г. Петровского командующим 21-й армией. Л. Г. Петровский поблагодарил командующего за оказанное доверие, но попросил дать согласие быть при корпусе до выхода из окружения. На присланный за ним самолет посадил тяжелораненого бойца.
14 августа по приказу командования корпус начал прорываться из окружения. 17 августа в исключительно тяжелых боях, нередко переходящих в рукопашные, дивизии корпуса вырвались из окружения. Отрезанными остались лишь части 61-й дивизии, прикрывавшие отход главных сил.
Командир корпуса имел все основания последовать с вырвавшимися из окружения частями. Однако решил вернуться в 61-ю дивизию, которая прикрывала отход, чтобы возглавить и вывести ее из окружения. Во время одной из атак Леонид Григорьевич был ранен в руку, но продолжал руководить боем. Окружение было прорвано, но командир корпуса вторично был тяжело ранен. Рана оказалась смертельной.
Генерал-лейтенант Петровский был похоронен в районе последнего боя, в одном километре южнее деревни Руденка Жлобинского района, а в 1944 году останки мужественного генерала перенесли в деревню Старая Рудня. На могиле Л. Г. Петровского установлен памятник. К этой могиле никогда не зарастет народная трона. Своими мужественными и умелыми действиями дивизии 63-го стрелкового корпуса приостановили наступление врага на Гомельском направлении почти на полтора месяца. Это дало возможность партийным и советским органам города Гомеля осуществить эвакуацию промышленных объектов, материальных ценностей и населения на восток.
Подпольное движение на Жлобинщине
Действия фашистом вызвали среди населения жгучую ненависть к ним. Против оккупантов развертывали борьбу подпольщики и партизаны, весь народ. В Жлобине на подпольной работе были оставлены секретари райкома партии М. Д. Шапиро, И. А. Крышнев, П. Н. Тамков, председатель райисполкома Л. И. Дигиревский, председатель горисполкома П. И. Вожик и многие другие. Под руководством подпольного комитета партии в городе создавались отдельные группы по организации диверсий на железнодорожном транспорте, партизанские отряды.
Оккупантам удалось в сентябре — октябре 1941 года арестовать большую группу активистов, оставленных для подпольной работы. В их числе были народный судья Жлобинского района М. Н. Якимович, председатель месткома станции Жлобин Н. Л, Халько и другие. Всего более 20 человек. После жестоких пыток их расстреляли.
Во всенародную борьбу протии гитлеровских захватчиков включились все советские люди. В первые месяцы войны страна узнала о героическом подвиге Саши Тышкевича. 6 сентября 1941 года Совинформбюро сообщило: в одном из колхозов, недалеко от Жлобина, германские офицеры подвергли жестоким пыткам, а лотом перебили семью счетовода колхоза т. Тышкевича. Фашисты накололи штыками Тышкевича, его мать, жену, сестру и двух малолетних дочерей. Из всей семьи уцелел только старший — 14 – летний сын Саша, которого не было в это время дома. Придя домой и увидев истерзанные трупы своих родных, Саша пошел в Жлобин. Подросток достал ручную гранату и вышел на улицу. Он долго стоял на улице и наблюдал, как мимо него проходили танки, бронемашины, артиллерия и пехотная часть. Когда показалась большая штабная машина, в которой сидело несколько офицеров, Саша побежал и бросил фанату. Взрывом была уничтожена машина и все находившиеся в ней германские офицеры. Озверевшие фашисты на куски разорвали тело героя, убитого осколками гранаты.
Подпольщики Жлобинщины покрыли себя неувядаемой славой.
В сентябре 1941 года в Жлобине начала действовать подпольная группа А. В. Коноплянниковой. В нее входили К. И. Николаева, 3. П. Николаева, К. В. Шептунов,
- Л. Омельченко. Зимой 1941 года группа установила связь с М. И. Елисеевым.
Патриоты переписывали сводки Совинформбюро и снабжали партизан одеждой,
собирали оружие и медикаменты. Группа действовала по сентябрь 1943 года. Анне Конопляниковой было восемнадцать лет, когда началась война. Впервые дни войны в нашем городе создавались и действовали подпольные группы. В них вступала молодёжь, комсомольцы, коммунисты. Одну из таких групп и возглавила Аня. Эта группа занималась сбором медикаментов и оружия, которые потом передавали в руки партизан. Подпольщики собирались в деревне Лесань, чтобы встретиться с партизанами, но нередко туда заглядывали и немцы.(5,34), (Приложение 2, рис.1)
Анна Васильевна рассказала, что в школе фашисты создали немецкое общежитие, где работала член подпольной группы Зина Николаева. В подвале общежития находились оружие и боеприпасы. Зина пыталась их выносить в назначенное место в парке, который находился возле школы. Оттуда подпольщики их забирали и передавали в партизанские отряды.(2,65)
Молодежь группы Анны Конопляниковой, ходила на железную дорогу, и следила за продвижением эшелонов, в каком направлении они движутся и с каким грузом, узнавала расположение частей в нашем городе. Группа Анны Васильевны установила связь с сапожным закройщиком, который шил для немцев и полицаев сапоги. В скором времени он ушел в партизаны и унес с собой много пар сапог и их заготовок.(4,112)
Анне Васильевне приходилось ходить на работу в паровозное депо на поворотный круг. Выбрав момент, когда возле неё никого не было, она не ставила круг на замок, тогда рельсы не сходились, и паровоз при выходе из круга сходил с рельсов, таким образом, задерживалось движение. По её голосу я поняла, что это было ответственное и тяжелое дело.
В годы войны происходили разные случаи. Один из них ей запомнился больше всего.
Однажды, Анна Васильевна пошла в школу, чтобы добыть патроны. Зина Николаева положила ей целую корзинку, прикрыла куском ткани и сверху венком лука, чтобы не было никаких подозрений. Не привлекая к себе внимания, Анна возвращалась домой другой улицей. По дороге, вдалеке показался человек в немецкой форме. Аня испугалась, но не показала своего страха. Там, где они должны были разминуться, была огромная яма и узенькая тропинка. Вдруг немец остановил её и спросил по-немецки, сколько ей лет, Аня ответила, что двенадцать. Он схватил её корзинку и пытался отобрать, но Аня оттолкнула его и быстро побежала по улице Горького к своему дому. Немец упал в яму. Это все видела проходившая мимо женщина.
Войдя во двор, Аня услышала в доме немецкую речь. Ей стало ясно, что это тот самый немец, которого она столкнула. Она решила, что её адрес указала та женщина. Выложив все патроны в кастрюлю, и насыпав в корзину каштанов, Аня вошла в комнату. Она увидела, что это другой человек. Но, не успев поставить свою корзину на стол, в дом ворвался тот самый немец. Он выкрикивал немецкие слова, выхватил у Ани корзину, высыпал всё, что в ней находилось на стол. Увидев каштаны, немец был очень удивлен. Это было видно по его глупому выражению лица.
Я считаю, что Анна Васильевна Конопляникова – это пример мужества и отваги. Если такая маленькая, хрупкая девочка смогла возглавить одну из подпольных групп, то наш народ нельзя было победить.
Костев М.П. – педагог, ветеран войны и труда
Что есть гражданственность?
Не надо вопрошать, а надо ею жить,
Как воздухом дышать.
Гражданственность – всё то,
В чём разум века светит,
Чем совесть зову времени ответит.
Этим эпиграфом на слова поэта Н. Рыленкова хочется начать рассказ о бывшем директоре средней школы №6. Почётный гражданин города Жлобина, заслуженный учитель БССР, Костев Михаил Порфирьевич.
Костев Михаил Порфирьевич родился 29 ноября 1923 года в городе Жлобине в семье рабочего. В1930 г. пошёл в среднюю школу №20, которую в июне 1941 г. окончил с похвальной грамотой.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, прервалась мирная жизнь советского народа. В июле 1941 Михаил Порфирьевич эвакуировался в Ростовскую область, где работал в колхозе на уборке хлеба. В декабре 1941 года Волошинским райвоенкоматом был призван в ряды Советской армии и направлен во 2-е Ростовское артиллерийское училище. В мае 1942 года по окончанию училища, он был направлен на фронт в должности командира взвода 58-ого ОПАБ. Он неоднократно повторял, что ему повезло, потому что только 3% ребят 1923г. рождения остались живы после жестокой битвы с фашизмом, и что у него и у нас всех долг перед погибшими.
За мужество и отвагу Костев М.П. был награждён орденами и медалями: медаль «За отвагу»(1944), орден «Красная Звезда»(1944), орден «Красная Звезда»(1945), медаль «За победу над Германией»(1945), орден «Отечественной войны 2 степени»(1955).
В июле 1946 Костев Михаил Порфирьевич демобилизовался и вернулся в Жлобин. С 1946 года по декабрь 1948 года он работал вторым секретарём Жлобинского районного комитета ЛКСМБ. С апреля 1948 года по декабрь 1949 был заместителем начальника политотдела Жлобинского отделения Белорусской железной дороги. С декабря 1949года Костев М. П. – директор Жлобинской школы рабочей молодёжи.
С 1959 года по 1985 год, вплоть до пенсии, Михаил Порфирьевич был бессменным директором средней школы № 6 Долгие годы возглавляла коллектив школы ученица Костева М.П. – Устинова Т.Г.
За глубокий вклад в систему образования Костеву М.П. было присвоено звание «Заслуженный учитель БССР»(1970), «Отличник народного образования». Михаил Порфирьевич много времени уделял общественной деятельности. Активный лектор общества «Знание». За активную общественную деятельность Костеву Михаилу Порфирьевичу было присвоено звание – Почётный гражданин города Жлобина (29.06.2000)
3 февраля 2005 года в школе № 6 была открыта мемориальная доска Костеву Михаилу Порфирьевичу
29 ноября 2013 года в средней школе №6 состоялся вечер памяти Костева Михаила Порфирьевича
Традиции, заложенные Костевым М.П., продолжает и новое поколение.
Посещая школьный музей, среди его экспозиций есть та, которая посвящена Костеву М.П. Пройдут годы, и будущие ученики нашей школы будут гордиться этим